Тверские памятные даты на 2013 год

2013 | Статьи | 143 Н.П. Богданов-Бельский получил по окончании училища Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 го­ ду эта картина экспонировалась на выставке Товарищества пере­ движников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым. После выставки картина была продана императрице Марии Фёдоровне. Копии картины были выполнены для П.М. Третьякова и В.В. Стасова. После окончания учёбы худож- ник много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Восто­ ке, в Европе, в Константинополе. В 1889 году на горе Афон в Пон­ телеймоновском монастыре Нико­ лай Петрович познакомился с по­ слушником-«богописцем» Филип­ пом, в дальнейшем художником Ф.А. Малявиным. В 1894–1895 гг. Богданов-Бельский обучался в Выс­ шем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Пе­ тербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже. Много сил и времени он от- давал работе над своей любимой темой, посвящённой деревенским детям и школе. Именно на эти сюжеты написаны наиболее зна- чительные произведения. В 1890-х годах создаёт серию картин о шко- ле С.А. Рачинского: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счёт» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учите- ля» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение» (1903), «Дети на уро- ке» (1903), «Между уроками» (1903) и др. В 1899 году по просьбе импера- трицы Марии Федоровны художник пишет ее портрет. Впоследствии Богданов-Бельский поселился в Пе­ тербурге, стал модным салонным портретистом. Это давало ему хо- роший заработок. «Вы не можете себе представить, – говорил он, – как я не люблю эти официальные портреты. Но за них я получаю очень большие деньги. Вот и при- ходится приезжать в Петербург, на- бирать заказы у богатых и знатных людей и, обеспечив себя, возвра- щаться в деревню и работать над тем, что по сердцу». В п е р вые в Уд оме л ь с к и й край Богданов-Бельский прие­ хал в 1907 году по приглашению художника А.В. Моравова, который в свою очередь был приглашён В.К. Бялыницким-Бируля: «Находясь в большой дружбе с художником Богдановым-Бельским, Моравов написал ему, красочно описывая здешние места и замечательные условия для работы, так что к груп- пе собравшихся художников скоро присоединился Николай Петрович с женой Натальей Антоновной». Бывшие ученики Московского училища живописи, ваяния и зодче- ства – А.С. Степанов, Н.П. Богданов- Бельский, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов и С.Ю. Жуковский – объединились в тесное сообще- ство. Первоначально художники жили у дворян Колокольцовых в ус. Ворониха на оз. Кезадра, а Богданов-Бельский снимал ком- наты в усадьбе Пожинки у петер- бургского художника Ильи Савича Галкина в четырех километрах от Воронихи. «Александр Викторович Моравов и Николай Петрович были очень об- щительны с народом, – вспоминала со слов мужа Елена Алексеевна Бируля. – Стоило им появиться где-нибудь со своими ящиками с красками, как их тут же окру- жал народ, начиная с ребятишек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1