Тверские памятные даты на 2013 год

144 | Тверские памятные даты на 2013 год | 2013 и кончая старичками. Завязывался задушевный разговор». Богданов-Бельский был очень добрый и жизнерадостный чело- век. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его куртки всегда име- лось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы завсег- да рады для вас стоять и можем прийти к вам в Пожинки в новых рубахах. Мне мама сшила розовую рубаху, а Иришке – синий сара- фан, и мамка наказывала, чтобы не грязнить, а то, мол, Николай Петрович беспременно будет с вас списывать». Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля помнит, что первый сбор земляники приносил- ся ребятами прежде всего ему, Николаю Петровичу. Живя в Пожинках, Николай Петрович написал интерьер «Лето» (комната с окном в сад, на подо- коннике лежит кошка), «Деревня Устье». Кроме этого писал этюды с деревенских детей и много ри- совал. В дальнейшем художники стали останавливаться в усадьбе Гару­ сово на озере Удомля. Усадьба принадлежала Надежде Михайловне и Михаилу Михайловичу Аракчее­ вым, дальним родственникам графа А.А. Аракчеева (1769–1834), кото- рый провел в Гарусово свои детские годы. В 1893–1895 годах в усадьбе работал И.И. Левитан (в т. ч. над картиной «Над вечным покоем»): «В гарусовском доме, где посели- лись художники, имелось восемь комнат: шесть внизу и две навер- ху, в мезонине. Моравов поселил- ся в мезонине, Богданов-Бельский в первой комнате при входе в дом, остальные занимал Бялыницкий- Бируля с семьей. В Гарусово худож- ники жили по зимам, обычно при- езжали к рождественским празд- никам, устраивали елку, на кото- рую приходили крестьянские дети и взрослые» (Е.А. Бируля). Но, судя по картинам и их дати­ ровке, уже в первые свои при­ езды Богданов-Бельский работал и в усадьбе Ушаковых на оз. Остров­ но. А после того как Бялыницкий- Бируля построил в 1912–1914 гг. дачу «Чайка» на берегу оз. Удомля, Богданов-Бельский стал останавли- ваться в Островно постоянно. Сам Богданов-Бельский рас- сказывает об удомельском периоде своего творчества так: «После Парижа я увлекся «пленэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать своё внимание. В Тверской губернии в Вышневолоцком уезде, целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий- Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрь- скую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 гг. – жили и работа- ли вместе среди природы, оставив мастерские. В 1910 г. я написал картину «Именины учительницы», отмеченную и печатью, и еще боль- ше художниками-импрессианистами за те импрессионистские дости- жения, которых я добился в ней. Картина была на всемирной вы- ставке в Риме (1911) и Мюнхене». Картину «Именины учительницы» (1910) Николай Петрович писал на балконе дома Ушаковых. В Островно Николай Петрович написал картину «Новые хозяева» (1913). На ней изображен тот же островенский зал, что и на карти- не отца «Старый зал. Островно»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1