Тверские памятные даты на 2014 год

184 | Тверские памятные даты на 2014 год | 2014 ских сведений Тверского губерн- ского земства проанализировано состояние народного образования в Тверской губернии. Многие актуальные и сегодня мысли были изложены Ланковым в статье «К вопросу об индиви- дуальности детей (из наблюдений учителя)» (1908). Он отмечал, что «школа должна упорно бороться с верхоглядством и узостью мысли. А между тем она поощряет и то и другое. И это особенно заметно на уроках арифметики. Скучно, му- чительно проходят уроки. Задачи, правила, задачи. Бассейны, уцелевшие лишь в символической литературе, путе- шественники, проезжающие в час определенное количество верст, поезда, конкурирующие в скорости с пешеходами – все это нестрой- ной, длинной вереницей проходит на уроках арифметики. А без этого нельзя. В этот тупик ведут экзаменационные требова- ния». Выступая против классификации детей, Ланков писал, что «дети вообще не любят, чтобы их клас- сифицировали. Уклад же школьной жизни сразу делит их на «овец и козлищ». И неприятно то, что в последнюю рубрику попадают та- кие дети, которым нельзя отказать в способностях и прилежании». Это положение приводило к тому, что «в наших начальных школах процент малоуспешных громадный». Ланков выступал активным сторонником самообразования учителя. Он счи- тал, что с окончанием учительской семинарии, которая закладывает только фундамент, не заканчива- ется образование. Каждый педагог должен постоянно повышать свой уровень, активно заниматься. В 1907 г. А.В. Ланков продол- жил образование в Московском учительском институте, специали- зировался в области методики пре- подавания математики, в это же время посещал в качестве воль- нослушателя занятия в Московском коммерческом институте. В 1910 г. он окончил учительский институт с золотой медалью и был назначен преподавателем математики выс- шего начального училища в Твери. Одновременно с 1913 г. Ланков заведовал городским педагогиче- ским музеем, возглавлял управ- ление по народному образованию в городской думе. В рождествен- ские каникулы 1914–1915 уч. г. на учительском съезде учебного округа он выступил с докладом «Арифметические задачники», по- сле чего ему поручили пересмо- треть программу по арифметике для высших начальных училищ. Первое учебное пособие, написан- ное Ланковым, «Графические заня- тия по физике в высших начальных училищах» вышло в 1915 г. В августе 1916 г. как уже за- рекомендовавший себя учитель, ин- тересующийся вопросами методики преподавания математики, Ланков был назначен преподавателем учи- тельской семинарии с. Поливаново (Подольский уезд Московской губер- нии), известной в России высоким уровнем преподавания и традиция- ми в области методики математики. Работа в семинарии способствова- ла обогащению методического опы- та Ланкова. В первый год работы в учительской семинарии он напи- сал пособие «Устный счёт. История, теория и методика устных вычис- лений». Но принятая к изданию рукопись была утеряна редактором издательства И.Д. Сытина. Весной 1917 г. Ланков был избран гласным уездного земства и председателем финансово-бюджетной комиссии в волостном земстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1