Информационный доклад о деятельности библиотек за 2001 г.

16 самых ответственных и добросовестных сельских библиотекарей зачастую заказан. Причина в очень простой вещи – не расчищаются дороги, можно добавить, что нет транспорта, бензина и т. д. Вопрос обслуживания через нестационарную сеть, без чего сегодня не обойтись, оказывается довольно острым. Тем не менее, благодаря передвижкам, пунктам выдачи, книгоношам обслуживаются отдаленные населенные пункты (Кашинский, Кесовогорский, Пеновский и др. районы). Как отмечают в Торопецкой ЦБС, жители дальних деревень обслуживаются с помощью передвижек, книги обмениваются 1-2 раза в квартал. Для библиотекаря Устиновского филиала в Кашинской ЦБС купили велосипед, чтобы она могла чаще добираться в передвижки. А вот Бельская ЦБС приняла решение отказаться от организации передвижной работы, выдвигая в качестве аргумента сохранность фонда. В целом библиотечные пункты продолжают занимать одно из важных мест в библиотечном обслуживании населения. Всего их в ЦБС 1543 (1602 – 2000 г.), на селе у 792 библиотек 1179 пунктов (1204 –2000 г.) Лидируют по количеству нестационарных форм обслуживания Спировская, Торопецкая, Рамешковская, Кесовогорская, Западнодвинская, Весьегонская, Бежецкая ЦБС. В них действует от 78 до 125 библиотечных пунктов. Но в результате анализа статистики, возникают сомнения в идентичности учета в этой области. Возможно, иногда происходит смешение понятий библиотечных терминов, и в графу библиотечные пункты (входят пункты и передвижки) включаются книгоноши и подворные обходы библиотекарем. Так, для обслуживания жителей Спировского района, проживающих в 140 деревнях, из которых 56 имеют население до 20 человек, организовано помимо 15 сельских стационарных библиотек еще 112 библиотечных пунктов. Сеть на селе нуждается в изучении, создании продуманной, эффективной и экономически целесообразной системы библиотечного обслуживания, появлении новых моделей укрупненных библиотек с набором функций, отвечающим потребностям населения, местным условиям. Совершенствование организации обслуживания через рационализацию сети – постоянный и необходимый процесс в деятельности библиотек. Кадры библиотек: чем подпитывается профессионализм и творческая активность . Качество, уровень обслуживания населения непосредственным образом связан с профессиональной компетентностью, творческой активностью библиотечных специалистов. В течение лет мы наблюдаем за количественными и качественными изменениями в составе библиотечного персонала. Выводы предыдущих докладов, в основном, подтверждаются наблюдениями за переменами 2001.г. И, похоже, надежды, на которые уповали по итогам 2000 г., пока остаются. Важный показатель производственного благополучия – степень «текучки». А она держится, примерно, на одном уровне, несмотря на все «страшилки» профессии (все усложняющиеся функции, необходимость овладения новыми знаниями и навыками, ведущими к модификации самих представлений о сущности библиотечного труда, неадекватность вознаграждения). В 2001 г. уволилось меньше, чем в предыдущем на 7 человек, всего рассталось с прежним местом работы 124, из них ровно половина на селе. Практически почти в точности совпали и основные характеристики этой группы с 2000 г. Главная причина ухода – более оплачиваемая, даже если она не престижная и далекая от специальности, работа. Это стало движущей силой для 64 человек. Ушли на пенсию 17 и переехали 20, количество, адекватное цифрам последних лет. Разумеется, в очередной раз ушли, во-первых, молодые, во-вторых, образованные и опытные. Молодежь до 25 лет составила группу из 34 человек, понятно, что с опытом здесь людей немного, но образование как раз могли получить. Среди уволившихся 27 человек с высшим и 30 со средним библиотечным образованием. В возрасте до 35 лет и до 45 расстались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1