Информационный доклад о деятельности библиотек за 2001 г.

21 Обучение в течение года шло интенсивно, выбраны для освоения серьезные темы. Как же повлияло оно на деятельность библиотек, и к каким изменениям привело? В целом, можно сказать, что основной упор делался на развитие творческого подхода, инициативы, профессионального кругозора. Те системы, которые учили сельских библиотекарей проектному развитию, созданию привлекательного имиджа, добились заметных сдвигов. Библиотеки активно составляли проекты и участвовали в конкурсах. Часть систем подает заявки в Институт «Открытое общество», другие только сейчас почувствовали желание участвовать в конкурсах. Знания, полученные на проектных семинарах и посвященные имиджу библиотеки, повлекли и другие изменения. В Бежецкой ЦБС сельские библиотекари смогли найти партнеров для совместной работы. После занятий на практикумах увеличилось количество рекламных материалов – афиш, приглашений. В Зубцовской ЦБС семинар «Видимая библиотека» дал первые результаты: в Погорельской сельской библиотеке занялись фитодизайном, многие решили по-новому оформить библиотечное пространство. Занятия в школе «Этики и этикета» помогают в общении с читателями. В Лесной ЦБС после семинара «Библиотеки и социальное партнерство» деньги на мероприятия, продукты и призы «добывают» у предпринимателей. Библиотекарь Медведковской библиотеки нашла понимание у представителей партии «Единство», убедив их подарить книги. Книги присланы и, после обработки, будут торжественно вручены библиотеке представителем партии. В Лихославльской ЦБС при минимальных затратах улучшен интерьер шести сельских библиотек. В Старицкой знания, полученные на семинаре «Интерьер сельской библиотеки», пригодились в Архангельском сельском филиале при переезде в новое помещение. В Паньковском сельском филиале создана горница с предметами народного быта. В Торжокской ЦБС – внедряют новые направления – автоматизация, реклама, привлечение внебюджетных средств. В Удомле пересматривается схема организации обслуживания населения. Занятия в СПК способствовали выбору новых направлений работы, приоритетных групп обслуживания и изменению отношения к традиционным. Так, в Кимрах, Кашине изменился взгляд на молодежную тематику. Библиотеки Калязинского района активизировали и разнообразили массовую работу. В Пеновской ЦБС создаются кружки и клубы, появились выставки народного творчества, осваивается опыт проведения презентаций и т.д. Как результат обучения – введение и расширение платных услуг, изменения в организации обслуживания. Выводы, сделанные в Вышневолоцкой ЦБС по результатам исследования «Развитие тенденций чтения на рубеже веков в регионе», обратили внимание библиотекарей на группу «временно выбывших» читателей. В сельских библиотеках сделан анализ этой группы, и на следующий год она будет подвергнута пристальному вниманию. Важным направлением работы методических служб является развитие творческого начала у библиотекарей. Стимулирование нестандартного подхода необходимо, т.к. «изменения происходят в библиотеках, желающих работать творчески» (Белый). Для решения этой задачи найдены разные подходы : семинар в Вышнем Волочке назывался «Творчество, как основа деятельности в работе с детьми», совместная программа библиотек и ДК в Торжоке «Давайте помечтаем», поиск отдельных библиотекарей по внедрению новых форм и направлений работы в Жарках. Библиотекари пишут сценарии, оформляют выставки, участвуют в конкурсах, проявляют эрудицию и активность в Красном Холме; поднимают престиж профессии через рекламу и связь с общественностью в Сандове. Как видят себя методические службы, свою роль в жизни целостного библиотечного организма? Сандовские специалисты «обобщают, распространяют опыт работы лучших библиотек, снабжают методическими разработками, что очень важно для библиотекарей. Для них приходится постоянно делать обзоры журнала «Библиотека», т.к. они не выписывают его». Методический отдел в Старице выполняет функцию «фильтра», т.е. «перерабатывает полученную информацию и предлагает ее библиотекарям для внедрения в их практику, и перерабатывает то, что получает от библиотек для информирования вышестоящих инстанций». «Удачи и промахи в работе ЦБС – это во многом удачи и промахи методической

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1