Информационный доклад о деятельности библиотек за 2001 г.

23 Часть III Библиотека и читатель: есть контакт В гармонии с требованиями времени 1. Знать и изучать интересы пользователей В тверских библиотеках все больше проявляется маркетинговый подход к обслуживанию. В 2001 году чаще и внимательнее, чем раньше, они учитывали в своей деятельности интересы пользователей, их представления и систему ожиданий о библиотеке, которые выявляли через наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ статистики и читательских формуляров. Увидеть проблемы учреждения глазами читателей, разработать практические действия по вопросам комплектования, комплекса услуг, материально-технического оснащения было целью исследования «Библиотека глазами читателей» Ржевской ЦБ. Выяснено: «многие читатели не довольны гардеробом» – в течение месяца недостатки устранены, «пользователи читального зала жалуются на освещение» – установлены настольные лампы, «читатели хотели бы больше технических средств» – взяли в планы на 2002 год. В ЦГБ им. А.И. Герцена МБС г. Твери оформили папку-диалог «Хочу сказать», где посетители делают замечания и предложения, а библиотекари в соответствии с ними строят работу. Телефонный опрос «Какой видится жителям микрорайона модель привлекательной библиотеки», проведенный Торжокской ЦБ, определил главное требование – предоставление полной, качественной и оперативной информации по интересуемой проблеме. Задачи деятельности сформулированы удомельцами после мини-опроса «Что вам нравится в нашей библиотеке?» и «Что Вам в нашей библиотеке больше всего мешает?». В Нелидовской ЦБ провели анкетирование «Платные услуги в библиотеке», читатели высказались за внедрение. Молоковская ЦБ отметила, что доля населения, согласного платить за услуги возрастает, при условии, что они развивают новый сервис, повышают комфортность обслуживания. В Андреаполе по итогам анкетирования «Читатель и библиотека» изменили график работы центральной библиотеки и городского филиала. В других ЦБ корректировали комплектование фонда и планы мероприятий, переоформляли открытый доступ. В Весьегонской, Жарковской ЦБ изучали запросы руководителей и служащих органов местного самоуправления, в Удомельской ЦБ – депутатского корпуса. В Удомле для каждого депутата заведена папка-досье, где собираются материалы по заказанным темам, проведены Дни информации и выставки-просмотры. В Жарках заключен договор на информационно- библиотечное обслуживание администрации района. В Весьегонске желающие поставлены на индивидуальное информирование, остальные – на групповое, составлены списки литературы, оформлена выставка. В рамках российско-шведской программы «Ржев – безопасный город» ЦБ провела опрос среди педагогов с целью выявления потребностей в информации по преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности», а затем оформила книжную выставку «Жить без опасностей», издала ее каталог с учетом пожеланий учителей, провела обзоры литературы в школах города. В особой сфере внимания библиотекарей было использование периодических изданий, т.к. это наиболее востребованная часть фонда с актуальной информацией. Обнаружив наметившееся снижение чтения периодики, ржевитяне изучили спрос на нее. Итогам стал ряд мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию: исключены малоиспользуемые издания, фонд полнее раскрыт для читателей, проведена рекламная акция в СМИ, организована выставка с блиц-опросом «Периодика-2001». Результат – увеличение цифровых показателей в зале периодики. В Зубцове спросили читателей «Какие периодические издания вы бы хотели читать в 2002 году?» и постарались учесть пожелания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1