Тверские памятные даты на 2015 г.

210 | Тверские памятные даты на 2015 год | 2015 в опытный отдел моторного завода N№ 16. Первые пять лет занимает должность инженера-конструктора в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Впоследствии Колесов вспоминал: «Работа над этими моторами превратилась в школу для многих конструкторов. Она дала нам возможность стать спе- циалистами самого высокого клас- са». Это было труднейшее время: война, эвакуация, напряжённая работа для фронта, для победы. В 1943 году ОКБ-250, где ра- ботал Колесов, перевели из Уфы в Рыбинск на завод N№ 36 (ныне НПО «Сатурн») и переименова- ли в ОКБ-36. Именно в эту пору судьба свела Колесова с его зем- ляком авиаконструктором Андреем Туполевым. В 1946 году Петр Колесов стал ведущим конструктором по раз- работке двигателя ВД-4К для стра- тегического бомбардировщика Ту- 85. Эта была вершина развития двигателестроения для поршне- вой авиации. В 1951 году в числе других конструкторов за созда- ние ВД-4К Колесову присуждена Государственная премия первой степени. С 1952 года ОКБ-36 на- чинает трудиться над турбореак- тивными двигателями. И вся дальнейшая конструктор- ская деятельность Петра Колесова была посвящена этой теме. В апре- ле 1952 года он начал работу над созданием турбореактивного двигателя ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика КБ В.М. Мясищева. Пётр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б, запущенного в серийное произ- водство и принятого на вооруже- ние ВВС. В 1956 году он возглавил кон- структорский отдел, а в 1959-м назначен заместителем главного конструктора. В 1961 году Колесов назначается главным конструк- тором Рыбинского конструктор- ского бюро моторостроения, ко- торым руководит почти четверть века. В этот период шла ра- бота над созданием двигателя РД-7М2, предназначенного для первого отечественного сверх- звукового ракетоносца. За ним последовали такие двигатели, как РД36‑41 – для самолета Т-4; РД36-51А и РД-36-51 – для перво- го отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д; РД‑36‑51В – для первого отече- ственного сверхвысотного само- лета М-17 («Стратосфера»). Каждый двигатель опережал время и был новым шагом в оте­ чественном двигателестроении. Петр Колесов был автором 43 изо- бретений и ряда научных трудов. И результаты деятельности были по достоинству оценены: трижды присуждалась Государственная пре- мия СССР, награждён двумя орде- нами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и многочислен- ными медалями. Талант руководителя и конструк- тора у этого человека гармонично сочетался с необыкновенным лич- ным мужеством: шёл своей до- рогой, никого не повторяя, стойко переживал неудачи и не кичился успехами. Вся жизнь Петра Алексеевича Колесова была связана с авиаци- ей, и он сказал свое слово в исто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1