Русская культура в зеркале путешествий
вскоре в воспоминание прежнего Новым Торгом, а жители — новоторж- цами. Это имя осталось при нем до сих пор» (И., с. 265). Современные исследователи совершенно обоснованно указывают, что название Новый Торг появилось не в XVII в., но ранее разорения горо- да войсками Батыя и было фактически первым названием города. В Новго- родской первой летописи название Новый Торг упоминается под 1139— 1195 и 1197 гг., названия Новый Торг и Торжок чередуются в записях от 1196 и 1215 гг., а название Торжок систематически употребляется после 1215 г. Новым Торгом, вероятно, называлась княжеская резиденция на Верхнем городище, а Торжком — боярская часть города на Нижнем горо- дище . 176 Ср. объяснение названия Новый Торг в путешествии И. А. Дмит- риева 1839 г.: «Как пограничный город, весьма укрепленный, впрочем, при беспрерывных почти ссорах у российских князей с новгородцами и с удельными князьями, Торжок отметил свое существование в нашей исто- рии не славою, не геройством, не блеском сокровищ, но утратами и страда- ниями, и первый подвергался осадам и разорениям за грехи новгородцев, своих братьев-властителей, испытывал много раз всю силу и жестокость их нашествий; в особенности пять ужасных эпох его разорений и пожаров: 1) от Святослава Ростиславича в 1166 г.; 2) от Батыя в 1237 г.; 3) еще ужас- нее и неслыханнее –– в жестокую войну тверского князя Михаила Алек- сандровича с великим князем московским Дмитрием I Донским, во время кровавых споров за титул великого князя, в 1372 г. (летопись взятие Торж- ка сравнивает с разрушением Иерусалима; но великий князь Донской ото- мстил Михаилу Александровичу); 4) от Иоанна Грозного в 1570 г., когда крымцы, сидевшие в одной из башен пленниками, защищаясь, тяжело ра- нили Малюту Скуратова, едва не ранив и самого Иоанна; и 5) от поляков в 1606 г. Но Торжок, с христианскою покорностью перенося тяжкие удары судьбы неотразимой, воскресал из своих развалин с новыми силами и юною жизнью. Разбегавшиеся от меча войны, от голода и моровой язвы, жители Торжка не хотели оставить навсегда прежних своих развалин и, по- нимая выгоды торговли по своему местоположению при реке Тверце, сно- ва собирались на родные пепелища к Борисоглебскому монастырю, кото- рый по обретении мощей чудотворца Ефрема почти всегда оставался не- вредимым от бывших разорений: преподобный Ефрем крепко хранил и за- щищал свою обитель. Одна только дерзкая рука поляков в 1606 г. осмели- лась посягнуть на святыню, и угодник Божий, для их собственной гибели, не остановил святотатцев. Прежние жители начали близ монастыря произ- водить торги с приезжавшими из других селений для промышленности, а потом и селиться на развалинах старого города. С этого времени Торжок, в воспоминание бывших разорений, нового здесь поселения и торгов полу- 176 Малыгин П. Д. Древний Торжок. Историко-археологические очерки. Калинин: ВООПИК, 1990. С. 17––24. Автор цитирует Новгородскую первую летопись по изд.: Полное собрание русских летописей. Т. III. М., 2000. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1