Русская культура в зеркале путешествий

Понятно, что иностранные путешественники той поры воспринима- ют жителей Тверского края как носителей чужого , чуждого им традици- онного сознания и культуры. Эта несхожесть культур провоцирует од- новременно острый интерес к чужой традиции и, как правило, столь же острое ее отторжение. Так, в связи с отказом тверитян дать ему лошадей Ульфельдт делает далеко не лестное заключение о русском менталитете: «они достаточно упрямы, непокорны и склонны ко всякого рода порокам» , 187 хотя речь идет о попытке русских крестьян сохранить от рас- хищения свое скудное добро, а эта черта свойственна людям всего мира (и не только беднейшим слоям населения), поэтому вряд ли она может быть связана с национальным менталитетом. Юст Юль и Расмус Эребо, в тяж- ком похмелье после радушного пира у тверского коменданта, осуждают склонность русских к обильным возлияниям, хотя на пиру, судя по послед- ствиям, не отставали от русских . 188 Витсена шокирует свободное до разнуз- данности поведение новоторов во время святок , 189 хотя у него на родине святочное поведение было не менее вольным. Это волное поведение запе- чатлели, например, ранние жанровые сценки Адриана ван Остаде «В ка- бачке» (1631, Лувр), «Драка» (1637, ГЭ), «Сельский концерт» (1630-е, Пра- до), которые, при всей своей гротескности, написаны на основе реального впечатления от действительности. Таковы же его сцены из жизни совре- менной Витсену Голландии: «Деревенский праздник» (ок. 1652, ГМИИ), «В деревенском кабачке» (1660, Дрезден, Картинная галерея старых масте- ров), «Веселый пьяница» (1659), «Таверна» (1662, обе — Гаага, Мау- рицхейс). Вообще веселый пьяница — это традиционный тип голландской живописи XVII в., о чем свидетельствуют картины Юдита Лейстера «Весе- лый пьяница» (1629, Гарлем, Музей Франса Халса), одноименная работа Франса Халса (1628—1630, Лувр) и некоторые другие. Что же касается женских типов, иронически сниженно описанных Витсеном, то в один ряд с ними можно поставить образы Ф. Халса: «Малле Бабе» (ок. 1629—1630, Берлин, Государственные собрания), «Цыганочка» (ок. 1628—1630, Лувр) и др. В этой модальности интереса-неприятия у иностранных путеше- ственников возникает тенденция к составлению каталога наблюдений . В этом каталоге зачастую соседствуют такие разнородные и в принципе не- сопоставимые по рангу и масштабу явления, как, например, праздник Бо- гоявления и русский мат (у Витсена). Однако и в этих стихийных катало- гах отражаются основные элементы, составляющие традиционную культу- ру тверитян: зависимость менталитета от погодных условий, циклическое восприятия времени (сезонные циклы), патриархальность семейно-быто- вых отношений, культура праздников и культура повседневности. 187 Тверь 1. С. 29. 188 Тверь 1. С. 45—46. 189 Тверь 1. С. 36—37. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1