Русская культура в зеркале путешествий
Культура Святой Земли отражается в дневниках паломнико в 192 — здесь субъективный взгляд обусловлен религиозным каноном. Культура окраинных народов Российской империи становится пред- метом научного исследования ученых Императорской Академии наук: С. П. Крашенинникова, И. П. Фалька, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, В. Ф. Зуева, И. И. Лепехина, И. Г. Георги . 193 Шведы, русские, немцы, рабо- тая по плану Академии наук, сообща выработали механизм описания чу- жой традиционной культуры как предмета специального внимания. В своих записях они пользовались вопросниками, которые были составлены с учетом рекомендаций В. Н. Татищева . 194 Выявляя, описывая, показывая обнаруженный «народ», путешественник называл его, затем локализовал в сложившейся физической и ментальной картине мира, определял его место в иерархии «народов». Однако русские исследователи на протяжении всего XVIII в. не заме- чали, не фиксировали и не отслеживали факты русской традиционной культуры и этнографии. По мнению ученых Академии наук, русский народ не поддавался типологизации потому, что в территориальном отношении они жили слишком рассеянно, а в этническом были слишком пестрым на- родом, для того чтобы быть воспринятыми как единый этнос . 195 Однако 192 Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору находящегося при российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и его брата Стефана в 1707 г. // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1873. Кн. 3, отдел 5; Путешествие в Святую Землю старообрядца, московского священника Иоанна Лукьянова в царствование Петра Великого (1711) / изд. С. А. Соболевского. М., 1864; Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую Гору, Святую Землю и Египет. 1766—1776 гг. // Православный Палестинский сборник. СПб., 1891. Т. XII. Вып. 3 (36); Григорович-Барский В. Г. Путешествие по святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное. СПб., 1778; Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 годах. М., 1800. См. об этом: Кобищанов Ю. М. Встреча христианских цивилизаций в святых местах Палестины и Египта (глазами русских паломников XV—XVIII веков) // Богословские труды. М., 1999. № 35. С. 197— 204; Балдин К. Е. Русские в святой земле: паломнические дневники как источник // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. №2. С. 45—52. 193 Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М.: Эксмо, 2010; Пал- лас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи; Зуев В . Путеше- ственные записки от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году; Гмелин С. Г. Путе- шествие по России для исследования трех царств естества; Лепехин И. И . Дневные за- писки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб.: Тип. Имп. АН, 1771— 1805; Георги И. Г . Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб.: Тип. Имп. АН, 1799 и др. 194 Татищев В. Н. Общее географическое описание всея Сибири. 1736 // Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М.: Географиздат, 1950. С. 38. 195 Вишленкова Е. А. Тело для народа, или «увидеть русского дано не каждому» // 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1