Русская культура в зеркале путешествий

главной причиной было, видимо, то, что этнография этого времени еще не имела необходимой оптики для описания не экзотического, а обыденного материала. Едва ли не впервые в качестве специального предмета внимания и описания русская традиционная культура и этнография возникает в путе- водителе И. Ф. Глушкова «Ручной дорожник» (1801). Разумеется, уже в дневниковых записках А. Т. Болотова (1770) были замечания об этногра- фии и культуре Тверского края, но это был домашний дневник, не предна- значавшийся для печати и публичного чтения, поэтому он и не мог оказать никакого влияния на публику. Другое дело книга Глушкова, которая в пер- вом издании была адресована супруге Александра I Елизавете Алексеевне, дочери маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига, которая отправля- лась в поездку из Петербурга в Москву на церемонию коронации. Таким образом, импульсом для возникновения этнографической составляющей в русских путеводителях явилась необходимость познакомить иностранку с русской культурой. Не случайно позже в расчете на широкого иностранно- го читателя путеводитель был переведен на немецкий язык, и столь же не случайно первый крупный представительский вояж был совершен Екате- риной II, а зарубежные представительские вояжи начались с Петра I. Пред- ставительский вояж связан, как можно судить, с просветительскими тен- денциями XVII—XVIII вв. Идеальной моделью такого путешествия была книга аббата Ж.-Ж. Бартелеми «Путешествие молодого Анахарсиса по Греции» (1788). Вообще представительский вояж трудно вписывается в собственно русскую традицию, и изображение А. С. Пушкиным сына Бо- риса Годунова Феодора за изучением «чертежа земли московской» отража- ет западноевропейское влияние. При переиздании в 1802 г. книга Глушкова становится фактом рус- ской массовой литературы — путеводителем для широкого читателя, и цель ее по сравнению с той, которую она имела в первом издании, меняет- ся. Отныне она объясняет русскому читателю то, что он сможет увидеть и услышать по дороге из Петербурга в Москву. Нам пока не удалось выявить ни прямых источников книги Глушко- ва, ни современных ему прецедентов в этом роде. «Путешествие Екатери- ны II в полуденный край России» (1786), составленное К. И. Габлицем , 196 в этнографическом отношении с ней несравнимо. Современное наше знание приводит нас к убеждению, что Глушков был первым русским путеше- ственником, который составил историко-культурную и этнографическую карты петербургско-московского тракта, то есть главной дороги между но- вой и старой столицами. Понимание этого позволяет вполне оценить труд Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 65, 74. 196 Тверь 1. С. 134—138. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1