Русская культура в зеркале путешествий

Глушкова и его огромный вклад в формировании российской националь- ной идентичности . 197 Глушков описывает традиционную культуру и этнографию четырех губерний, лежащих на петербургско-московском тракте: Санкт-Петербург- ской, Новгородской, Тверской и Московской, справедливо уделяя самое большое внимание Тверскому краю, поскольку только в Тверском крае пу- тешественник проезжает не только через губернский, но и через два уездных города, меняя лошадей на восьми станциях. Смелость Глушко- ва-этнографа проявилась в том, что для характеристики жителей Централь- ной России он применил разработанные Академией наук принципы описа- ния народов имперских окраин: лопарей, самоедов, чухонцев, финнов, тун- гусов, татар, калмыков, туркмен и др. Содержательной разметкой этого картографирования стал принципи- ально новый вопросник. Если замечания ранних стихийных этнографов — иностранных путешественников XVI—XVIII вв. — носили случайный ха- рактер, то здесь мы видим логически упорядоченную программу, ориенти- рованную на целостное представление читателю традиционной культуры и этнографии Центральной России. Программа описаний включает характе- ристику культуры повседневности, нравов и обычаев, промыслов и «знат- ности», костюмов и речевого поведения. Именно по этим параметрам чита- тель Глушкова отныне мог и должен был различать, например, Вышнево- лоцкий, Новоторжский и Тверской уезды. Так, в Волочке живут водолеи и лоцманы, в Торжке — купцы, ка- менщики и штукатуры, в Твери — купцы и дворяне. Вышневолоцкий продукт — тонкий лен и холсты, новоторжский — чемоданы, портфели и бумажники, тверской — хлеб, пенька, сало и масло. Вышний Волочек славен рыхлыми булками-валенцами, Тверь — пряниками. Вышневолоцкие девушки любят поседки с ухажерами до трех часов ночи, новоторжские девушки любят гуляния по крепостному валу, твер- ские — прогулки по публичным садам и в гостиный двор. Волочанки носят сарафан, кисейные рубашки и ленту, низанную жем- чугом и прикрытую покрывалом; новоторки носят сарафан, рубашку, стяну- тую под шеей, и кокошник; тверитянки же носят ферези, спереди застегну- тые на пуговицы, рубашку, обнажающую грудь, жемчуга и кокошник. Волочане акают и якают: жадная, жадобная, нявистушка. Новото- ры произносят [и] ударный на месте литературного [э] и цокают: «„ Нашей рицы цыщи в свицы нит “ („Нашей речи чище в свете нет“)». Тверитяне го- ворят чисто . 198 197 См.: Милюгина Е. Г . «Ручной дорожник» И. Ф. Глушкова в контексте русской литературы путешествий рубежа XVIII—XIX веков // Новоторжский сборник. Вып. 4. С. 445–454. 198 Тверь 1. С. 145—170. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1