Русская культура в зеркале путешествий

Разметка этой этнографической карты совпадает с разметкой Петер- бургско-Московского тракта, потому что именно этим путем следовал массовый путешественник. Именно на этом пути Глушков-этнограф учил своего читателя видеть и слышать. В это же самое время и несколько позднее другие инициативные путешественники, как современник Глушко- ва Ф. Н. Глинка , 199 осваивали другие пути и делали собственные наблюде- ния, однако они более индивидуальны и менее поддаются типологизации. Поэтому мы предпочитаем проследить дальнейшее развитие этнографиче- ского картографирования Тверского края на материале травелогов Петер- бургско-Московского тракта. В 1810 г. этим трактом едет в Петербург М. Н. Волконская, будущая мать Л. Н. Толстого. Главные ее дорожные впечатления — завидовские котлеты, Волга в Твери и новоторжская сафьянная сумочка . 200 В этом ряду впечатлений примечательны два рассказа. Один из них — рассказ сторожа Казанской часовни близ Вышнего Волочка об обретении иконы Казанской Божьей Матери. Рассказывая путешественникам о чуде, сторож, как пере- дает его речь Волконская, подменяет дату обретения образа (70 лет назад) возрастом иконы (около 200 лет), вольно или невольно увеличивая ее воз- раст и, соответственно, святость в глазах верующих; эта деталь позволяет отнести рассказ к разряду легендарных. Второй текст — устный рассказ «добренькой старушки» о якобы гостившем у нее Александре I. Создан- ный под свежим впечатлением от пребывания императора в начале июня 1810 г. в Твери у великой княгини Екатерины Павловны , 201 рассказ хоть и основан на реальных фактах, но подает историю «домашним образом». Эта модальность свидетельствует о фольклоризации событий рассказчиком. Позже образ Александра I обрастет в тверском локальном тексте и други- ми полумифическими сюжетами: о «пожарских» котлетах, отведанных им- ператором то ли в Осташкове, то ли в Торжке и чрезвычайно ему понра- вившихся, о катаниях по Твери с принцем Ольденбургским на запятках, о посаженном в тверском парке Вокзал дубе и др . 202 Очевидно, всё это фольклорные тексты, однако в качестве фактов народной культуры они в это время еще не осмысляются. В 1821 г. этим же путем из Москвы в Петербург следует писатель Г. В. Гераков. Самые яркие его впечатления от путешествия — дорожный рябчик в Твери, новоторжский сафьян на подарки и «российский Жиль Блаз» в Выдропужске . 203 Пообедав рябчиком, захваченным из Москвы, Ге- раков по скудости средств воздержался заказать «с пармезаном макарони» и потому не включился в создание гальяниевского мифа, продуцированно- 199 Тверь 1. С. 171—240. 200 Тверь 2. С. 73—81. 201 См.: Тверь 2. С. 85—103. 202 Там же. 203 Тверь 2. С. 109—118. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1