Русская культура в зеркале путешествий

го позднее Пушкиным; зато он успешно поддержал миф о новоторжском сафьяне и, более того, русифицировал (точнее, тверифицировал) мифоло- гему Жиль Блаза. В 1822 г. диалектологическая экспедиция З. Доленга-Ходаковского уточняет наблюдения Глушкова 1801 г., отмечая чоканье, цоканье, замены с/ш в тверских говорах . 204 Однако массовый путешественник, как мы это ви- дим из путевых записок, ни того, ни другого не слышит — он слишком за- нят кухней, сафьяном и трогательным мифотворчеством местных жителей. В 1826 г. этой же дорогой едет Пушкин (впрочем, он не доезжает до Петербурга и сворачивает в Псковскую губернию). В известном письме к С. А. Соболевскому от 9 ноября 1826 г. Пушкин предлагает свой путеводи- тель по тракту: У Гальяни иль Кольони Закажи себе в Твери С пармезаном макарони Да яичницу свари. На досуге отобедай У Пожарского в Торжке. Жареных котлет отведай (имянно котлет) И отправься налегке. Как до Яжелбиц дотащит Колымагу мужичок, То-то друг мой растаращит Сладострастный свой глазок! Поднесут тебе форели! Тотчас их варить вели, Как увидишь: посинели, - Влей в уху стакан Шабли. Чтоб уха была по сердцу, Можно будет в кипяток Положить немного перцу, Луку маленькой кусок. Яжельбицы — первая станция после Валдая. — В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет 204 Донесение о первых успехах путешествия в России Зорияна Долуга-Хода- ковского. Из Москвы 13-го липца 1822. С. 27—28. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1