Русская культура в зеркале путешествий

ном уровне возникает идея увековечения российских древностей, которая входила в реализацию государственной политики, основанной на извест- ной уваровской триаде «православие, самодержавие, народность» . 211 Ф. Г. Солнцев во время художественно-археологической экспедиции по старинным городам России посещает Вышний Волочек, Торжок, Осташ- ков, Ржев, Тверь, Корчеву и в цикле акварелей запечатлевает тверскую эт- нографию 1830-х гг . 212 Эти материалы были опубликованы в издании «Древности Российского государства» (1849—1853), осуществленном при поддержке Николая I. Солнцев готовил рисунки, а подготовку текста осу- ществили А. Ф. Вельтман и И. М. Снегирев. Значительно больше тверских материалов вошло в альбом Солнцева «Одежды Русского государства» (1869). Консервационный и консервативный характер этого проекта очеви- ден, как всех других проектов, направленных на «сохранение и возрожде- ние» народных традицией. Но историко-культурное значение проекта представляет нам несомненным, хотя исполненные Солнцевым работы имеют в существенной степени декоративный характер. Следующий этап освоения этнографического материала в путеше- ствиях по Тверскому краю связан с книгой И. А. Дмитриева, который в своем путеводителе 1839 и 1847 гг. повторяет и дополняет уроки Глушкова для широкого читателя . 213 Другим автором, который шел по тому же пути, была А. О. Ишимо- ва. Опираясь на книгу Глушкова, она создает путеводитель для детей (1844) . 214 В нем в адаптированном виде описаны те же явления традицион- ной культуры, что и у Глушкова. Предполагалось, что дети освоят эти тра- диции, как и рекомендовал Глушков, во время неспешной прогулки по го- роду — наблюдая повседневную жизнь простолюдинов, разглядывая их наряды, слушая народные говоры, а вернувшись в гостиницу, в порядке за- крепления урока скушают пожарскую котлетку и тверской печатный пря- ник . 215 Очевидно, предполагалось, что эти действия взрослых должны зало- жить в сознании ребенка представления о ценностях народной культуры. 211 О разных формах реализации этой политики см.: Песков А. М . «Русская идея» и «русская душа»: Очерки русской историософии. М.: О.Г.И., 2007; Строганов М. В . 1) «Наше всё». Причины и предпосылки формирования мифа о Пушкине // Искусство поэтики — искусство поэзии: к 70-летию И. В. Фоменко: сб. науч. тр. Тверь: Лилия Принт, 2007. С. 418—428; 2) «Наше всё»: предпосылки и причины формирования мифа о Пушкине // Литература. 2009. № 11. 1—15 июня. С. 26—33; Война 1812 года и кон- цепт ‘отечество’. Из истории осмысления государственной и национальной идентично- сти в России: исследование и материалы. Тверь: СФК-офис, 2012. 212 Тверь 1. С. 255—258, цветная вкладка. 213 Тверь 2. С. 147—267. 214 Тверь 1. С. 263—281. 215 См.: Милюгина Е. Г. «Каникулы 1844 года» А. И. Ишимовой и «Ручной до- рожник» И. Ф. Глушкова: из истории формирования русской детской литературы путе- шествий // Детская литература. 2012. Вып. 8. С. 209—216. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1