Русская культура в зеркале путешествий
Однако уроки Ишимовой оказались столь же недостаточно убеди- тельными для детей, что и уроки Глушкова для взрослых. Среди детей, ко- торые выросли на книгах Ишимовой и были ровесниками ее подопечных в этом путешествии, был педагог И. Д. Белов (1830—1886). В числе его ра- бот по родиноведению и отечествоведению есть и детский травелог «Поездка на Урал» . 216 Герой этого травелога мальчик Володя отправляется вместе с матерью из Петербурга на Урал. Они делает остановку в Твери, Володя мечтает о тверских пряниках (духовные ценности он во всяком случае не упоминает), но мать не покупает ему пряники, объясняя свое ре- шение его непослушанием. По педагогической системе Белова выходит, что знакомить с традиционной народной культурой через общение с ее ар- тефактами следует лишь послушных детей. Однако это уже эпоха железнодорожных путешествий, которая за- ставляет считаться с другими скоростями и законами. Так, Т. Готье по пути из Петербурга в Москву в 1858 г. посещает лишь одну станцию — Бологое. Его наблюдения сделаны в бологовском ресторане: тропические растения, рейнские и бордосские вина, марки английского пива, кроме это- го Готье почти ничего не видит. Ничего собственно русского, а тем более собственно тверского здесь нет. И получается, что путешественник не ви- дит тверской провинции, не понимает тверской специфики. На этом фоне совершенно неудивительно, что изделия из новоторжского сафьяна Готье называет тульским саше . 217 Впрочем, подобную ошибку в то время мог сделать и русский путешественник. Дело в том, что вещь, оторванная от места своего производства, от породившей ее культуры, перестает воспри- ниматься в контексте традиции и становится просто сувениром, данью моде. Артефакты традиции превращаются в предметы массовой культуры. Как известно, «традиционность культуре дает не вещественный суб- страт, а сознание ее носителей » 218 . Строительство железной дороги и даль- нейшие технические новшества не разрушили традиционной культуры и сознания ее носителей, но способствовали тому, что она сместилась на пе- риферию внимания стороннего наблюдателя, практически выпала из его поля зрения. Формирование этой тенденции отметил еще Пушкин в своем шутливом кулинарном травелоге, об этом же в середине XIX в. писал Не- больсин. Было всё это еще до пуска железной дороги, поэтому причина та- кой переоценки ценностей кроется не в техническом прогрессе, а в созна- нии путешественников. 216 Белов И. Д. Поездка на Урал // Рождественские рассказы для детей, с рисунка- ми / изд. И. Белова и редакции «Детского сада». Вып. 2. С. 72—103. 217 Тверь 2. С. 404. 218 Тимощук А. С . Онтология и аксиология традиционной культуры // Журналь- ный клуб «Интелрос»: Ориентиры. 2006. № 3 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/. Дата обращения: 12.06.13. Загл. с экрана. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1