Русская культура в зеркале путешествий
Аналогичный характер имеют и рассуждения, которые мы находим в главах, посвященных Твери. У Глушкова: «Особливо при въезде в него <город Тверь> из Петербурга встречаете живописную картину. Вы видите в проспекте извивающуюся Волгу, по берегу ее расположена обнесенная валом крепость, потом продолжается в удивительном равенстве и симмет- рии набережная, из-за нее возвышаются верхи домов, купола церквей, шпицы колоколен; а наконец всё оканчивается темным лесом мачт бароч- ного флота, несущего из отдаленнейших краев России несметные богат- ства в могущественную столицу Севера»; «Купцы тверские весьма зажи- точны и отправляют знатным количеством в Санкт-Петербург на барках хлеб, пеньку, сало, масло и другие товары…» (Г., с. 161, 166). Ишимова этот пассаж о практическом значении Твери для обеспечения столиц заме- щает обширным эмоциональным рассуждением о значении Волги: «Какое огромное пространство воды, когда подумаешь о всех этих реках и особли- во об этой Волге, протекающей чрез восемь губерний на расстоянии 3 350 верст! Как не сказать, что это самая приличная река для нашего величе- ственного отечества?» (И., с. 280). Объективно правильные и по сути бесспорные, подобные заключе- ния Габлица, Глушкова и Ишимовой настойчиво утверждают, что людские и природные ресурсы провинции обязаны обслуживать столицу. Вслед- ствие этого невольно возникает вопрос: чем же столица оплачивает про- винции свою материальную обеспеченность? Провинция как младшая сестра столицы . Если провинция выступает для столицы как сырьевой ресурс, то столица для провинции является ре- сурсом духовным. Речь идет и о финансовой поддержке провинции со сто- роны монархов (Петр I и Екатерина II), благодаря которой процветает культура провинции, и о тех образцах архитектуры, живописи, скульпту- ры, которыми столица снабжает провинцию. Так, Глушков, описывая им- ператорский путевой дворец в Твери, говорит особо о церкви святой Ека- терины, «в которой великолепной алтарь, окруженной 16-ю коринфского ордера колоннами, есть точное подобие алтаря церкви Императорского ка- бинета в Санкт-Петербурге. Здесь поставлена аллегорическая картина, представляющая благодарную Тверь в выразительном положении к мило- сердию Екатерины Великой» (Г., с. 163—164). Речь идет о Екатерининской церкви (1770—1778), которая была устроена в западном павильоне путевого дворца. Живописные работы для этой церкви выполнил Д. А. Крюков, лепнину — Карпов, проект иконоста- са — Ф. Ф. Штенгель, а иконы написал В. Л. Боровиковский. Полотно ал- легорического содержания, котророе составляло часть декора Триумфаль- ных ворот (1787), находится в собрании Тверской областной картинной га- лереи . 219 Императорский кабинет, с алтарем церкви которого Глушков 219 Горбунова А . Триумфальные ворота в Твери // Тверская жизнь [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tverlife.ru/news/20538.html. Дата обращения: 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1