Русская культура в зеркале путешествий
сравнивает алтарь Святой Екатерины, был создан в 1704 г. как личная кан- целярия Петра I; с 1801 г. — придворное хозяйственное учреждение, ве- давшее Кабинетными владениями и имуществами в Сибири и на Алтае, Императорским фарфоровым и стеклянным заводами, Императорской шпалерной мануфактурой, Петергофскими гранильной и бумажной фабри- ками, Царскосельскими бумажной и обойной фабриками. Сравнение с ним, по мысли Глушкова, должно было послужить высшей похвалой памятнику провинциальной культуры. Отметим еще раз, что в создании последнего принимали участие не только тверские мастера (Штенгель), но и художни- ки российского уровня (Боровиковский). Не принимая в расчет этой ин- формации и противореча себе, еще недавно утверждавшему самоценность провинциальных артефактов, Глушков заявляет, что провинциальное не может встать на одну ступень со столичным, даже если и то и другое сде- лано руками одного мастера. Точно ту же информацию повторяет Ишимова — с той лишь разни- цей, что приписывает ее Спасо-Преображенскому собору: «Императрица Екатерина желала также участвовать в украшении этого знаменитого древностью храма: она построила великолепный алтарь в соборной теплой церкви его во имя св. великомученицы Екатерины. Он походит на алтарь церкви Императорского кабинета у нас в Петербурге. Здесь замечательна аллегорическая картина, на которой представлена олицетворенная Тверь, изъявляющая благодарность свою государыне, оказавшей ей столько благодеяний после пожара» (И., с. 272). Мы привели эту суждение Ишимовой, чтобы еще раз подчеркнуть, что представление о духовном окормлении столицей провинции устойчиво держалось на протяжении всей первой половины XIX в. Оно выразилось не только в описании памятников искусства, но даже в информации о каче- лях на Почтовой площади Твери: «На этой площади строят ныне на Святой неделе качели для увеселения народа. Вот еще небольшое сходство с Пе- тербургом. А лет за сорок назад здесь стояли великолепные Триумфальные ворота, поставленные в честь императрицы Екатерины Великой по случаю возвращения ее из южных областей России» (И., с. 272). Описание Триум- фальных ворот Ишимова, в отличие от Глушкова, не приводит, однако само упоминание о них выполняет здесь ту же функцию — всё это знаки социокультурного первородства столицы, культурные артефакты, подарен- ные темной и невежественной провинции щедрой и высокоразвитой столи- цей. Тексты путеводителей пронизаны подобными сравнениями. В ре- зультате возникает впечатление, что их авторы полагали целью путеше- ствия столичных жителей в провинцию не желание найти там нечто новое и неизведанное, но намерение обнаружить кусочек родного, хорошо знако- мого — элемент культуры столицы, ее осколочное, миниатюрное отраже- ние. 30.04.2012. Загл. с экрана. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1