Русская культура в зеркале путешествий
лет Солнцев ездил по старинным русским городам, монастырям и церквям, фиксируя памятники истории и культуры. В 1830-е гг. художник, наряду с другими губерниями России, посетил и Тверской край — Осташков, Ржев, Вышний Волочек, Торжок, Тверь. Альбомы его зарисовок и сделанных по ним позже гравю р 220 донесли до нас образы и детали народных костюмов жителей Тверской земли. Появление на свет этого издания связывают обычно с развитием в XIX в. так называемой художественной археологии, родоначальником которой принято считать Солнцева. В рамках нашей темы материалы, собранные художником, можно интерпретировать как живописное путешествие, визуально представляющее наблюдения и за- рисовки, впервые сделанные Глушковым и позже дополненные И. А. Дмитриевым, Ишимовой, П. И. Небольсиным и др. Приведенный Ишимовой пример смешения традиционного и ново- модного в костюмах тверичанок можно поставить в один ряд со сделанной ранее характеристикой гостиницы Пожарских — то же странное смешение всего и вся до потери вкуса. С писательницей трудно не согласиться: тра- диционный костюм на улице губернского города 1840-х гг., наверное, в самом деле воспринимался несовременно, неуместно, чужеродно. Иное дело — традиционный костюм в контексте народного праздника, широких народных гуляний. Такие картины приводит нам Глушков: «Славное деви- ческое гулянье бывает в Твери после Петрова дня 3 или 4 недели сряду. Тогда каждая в прошлой мясоед вышедшая замуж молодая собирает к себе в гости прежних подружек, которых менее 12-ти редко бывает, и с ними, одетыми как можно богатее, прогуливается по улицам, крепостному валу или публичным садам. Прекрасный обряд! 12 или 20 девушек в пребога- тых уборах составляют линию, которую ведут две или три молодушки, — какая благопристойность, тихость и учтивость их сопровождает!» (Г., с. 166—167). Речь идет о праздновании дня святых первоверховных апо- столов Петра и Павла 29 июня (12 июля) — одного из важных годовых праздников, типичной чертой которого являлись молодежные гуляния. Этот же обряд, опираясь на текст Глушкова, описывает и Ишимова, уделяя внимание не только костюмам и обычаям тверичан, но и народным танцам: «…здесь бывают по вечерам и пляски, и хороводы, и горелки, ко- торые называются у тверитян разбежками. Есть у них и любимый танец — бланжа, которого происхождение не чисто русское, но ревельское <…> она очень походит на старинные кадрили с вальсом, только вместо вальса в бланже вертятся, держась за одну руку, и оканчивают общим кругом и шеном. Довольно странно видеть вовсе нерусский танец между такими на- стоящими русскими людьми, каковы тверские мещане, особливо если в 220 Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. Репринтное издание 1849— 1853 гг. СПб.: Альфарет, 2006; Солнцев Ф. Г . Одежды Русского государства. СПб., 1869. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1