Русская культура в зеркале путешествий

числе их попадутся девушки в старинном наряде тверских горожанок» (И., с. 274). Бла́нжа — это народная пляска в 8 пар, род кадрили, и указывает на тверское бытование слова . 221 Таким образом, здесь в очередной раз про- является желание Ишимовой дать критическую оценку смешению стилей, традиций, нравов. В угоду этому намерению писательница готова прене- бречь сведениями, которые всем известны, или исказить информацию, если она не соответствует ее системе. Согласно этнографическим пред- ставлениям Ишимовой, провинция призвана, несмотря на взаимодействие со столицей и заграницей, сохранять в чистоте и неприкосновенности тра- диционную народную культуру. Те формы бытования народной культуры, которые во времена Глушкова не вызывали и мысли об их возможном ис- чезновении или искажении под влиянием чуждых культур, Ишимовой представляются вымирающими, что ее тревожит; иных же форм бытова- ния народной культуры она, очевидно, не видит. Помимо народных костюмов жителей Тверской губернии, Глушков и Ишимова фиксируют особенности тверских говоров, занятий жителей и местных промыслов. Так, в Вышнем Волочке, по наблюдениям Глушкова, «женщины страстно привязаны к обработке льна и холстов <…> В Вышнем Волочке славятся холсты тонкостью и белизною, также крупитча- тые рыхлые булки, называемые валенцы» (Г., с. 150). Характеризуя новоторжские промыслы, Глушков и Ишимова упоми- нают «множество кожевенных, солодовенных и уксусных заводов», гово- рят о том, что «мужчины и женщины занимаются шитьем кожевенных то- варов, а некоторые из первых — хорошие каменщики, штукатуры или че- репичные мастера» (Г., с. 156). Торговая связь Торжка с другими города- ми, расположенными по Волге, способствовала товарообмену, а он, в свою очередь, стимулировал развитие в Торжке некоторых видов производства. В городе получили развитие ремёсла: гончарное, плотницкое, кузнечное, золотошвейное, началась выработка сафьяна и заготовка кож для него. Ве- дущей отраслью промышленности Торжка было кожевенно-обувное производство, предшественником которого считается сафьянное дело. Тор- жок играл очень важную роль в изготовлении сафьяна, главным образом в заготовке сырья для него. В XVII в. здесь существовал специальный сафья- новый склад, где находились закупленные кожи. Заготовка кож доверялось только знатным людям, и они обязаны были принести присягу на честное выполнение порученного им дела. В конце XVII в. в Торжке появляются мелкие кожевенные предприятия по выработке опоек. В XVIII в. кожевен- ное производство Торжка расширяется, появляются относительно крупные предприятия по изготовлению юфти. К этому времени в городе увеличи- лось число сапожников-кустарей. Большинство из них являлись «домника- ми» и шили преимущественно крестьянскую обувь — цибики и частично 221 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978. Т. 1. С. 96. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1