Русская культура в зеркале путешествий
Петропавловский отмечает, что технический прогресс изменяет и ис- торико-культурную перспективу. Волга, которая ранее казалась неодоли- мым препятствием для путешественника, с высоты железнодорожного мо- ста кажется на самом деле небольшой рекой, что особенно заметно челове- ку, приехавшему из Петербурга, где Нева значительно шире. Далее с железной дороги (в районе нынешней платформы Пролетар- ская) путешественник видит «Желтиков монастырь, заветную святыню Твери. Правее от него стоит тот же темный бор, который некогда служил рекреационным местом для тверских студентов семинарии» (с. 306). «Тем- ный бор», судя по описанию, должен был занимать площадь от современ- ного парка Пролетарка и до кинотеатра «Мир». Следующий раздел своего путешествия Петропавловский прямо на- зывает «Воспоминания о прежнем виде местоположения», подчеркивая со- поставление прежнего и нынешнего состояния пространства: «Но напрас- но мы будем искать ту молодую сосновую рощу, которая красовалась не- когда между монастырями, девичьим <Христорождественский женский монастырь> и Желтиковым, осеняя правый берег излучистой р. Тьмаки. Всё исчезло с лица земли: одно лишь воспоминание осталось о живописно извивающихся в роще тропинках, пересекавшихся в нескольких местах пашнями, засеянными хлебом. Теперь негде уже тверским студентам, как бывало прежде, прогуливаться при восхождении солнца и беседовать с Со- кратом о бессмертии души или с Платоном о высочайшем существе. За- молк и шум водопада, производимого мельничною плотиною, шум, втори- мый некогда эхом, отражавшимся от Желтиковского бора при утреннем куковании порхавшей в нем кукушки. Мельницы тут вовсе не существует, а вместо ее воздвигнуто здание для подъема воды и доставления ее отсюда версты за две с половиной на Тверскую станцию железной дороги посред- ством подземных труб. Шагах в пятистах от Христорождественского деви- чьего монастыря, где прежде в густоте лесной развесистые кусты примани- вали нас темно-вишневыми, спелыми, сочными и лакомыми ягодами гоно- бобля, или болиголова, пролегает теперь железная дорога, по сторонам ко- торой остались одни только кочки, покрытые тощим и сухим мхом, закоп- ченным дымом, вылетающим густыми облаками из железных труб парово- зов. Свистнул свисток — соловей-разбойник настоящего времени — и поезд как вкопанный стал на Тверской станции» (с. 307). Как видим, всё описание строится на противопоставлении тогда и теперь . Впрочем, Пет- ропавловский совершенно лишен стремления строить на этом противопо- ставлении какие-то концепции: либо воспевать технический прогресс, при- водящий к усовершенствованию жизни человека, либо элегически оплаки- вать былую невинность человека, близкого к природе. Петропавловский не идеологизирует свой травелог, и в этом его ис- ключительное достоинство. Во время учебы в Твери он восемь раз менял жилье, и семь квартир находились в Затьмачье: «Поэтому Затьмацкая часть 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1