Русская культура в зеркале путешествий

Радует путешественника и прием, который оказал ему сам хозяин — Н. В. Верещагин. Описывая сыроварни и маслобойни, Колышко очень точ- но рассказывает о процессе производства — кажется, ни одна деталь не ускользает от его взора. Вызывают у него интерес и другие хозяйственные постройки: погребá, ледник, скотный двор, свинарник. Не осталась без внимания и коммерческая сторона дела, а поскольку Верещагин ничего не скрывал от своего гостя, вся эта информация дошла до нас в мельчайших подробностях. Отдавая должное деловой предприимчивости хозяина, Ко- лышко ценит в нем и человеческие таланты: «Вообще, личность самого Н. В. — одна из симпатичнейших. По первому взгляду на его лицо, в его глаза, при первых звуках этого мягкого, высокого голоса, чувствуешь, что он должен быть очень и очень добр. День, проведенный в его обществе и еще в обществе его брата, знаменитого художника, показался особенно приятным. Я давно не испытывал такого отрадного впечатления. Глубокий и положительный ум одного брата и легкое остроумие, грация, художе- ственность в речи другого — сквозили всё время в их речи, и мы болтали о многом и долго» (с. 10). На следующий день после посещения верещагинских артелей Ко- лышко отправился в Успенский Отрочь монастырь — один из древнейших монастырей Твери. Описав географическое положение монастыря, писа- тель обращается к его истории и пересказывает известную легенду об основателе обители отроке Григории, его невесте Ксении и князе Ярославе Ярославиче. Попутно Колышко приводит информацию и о значимых дея- телях русской истории, имена которых связаны с Отрочем монастырем, — Максиме Греке и святителе Филиппе Московском. Очень важно, что Ко- лышко не описывает монастырский быт и монашескую жизнь, ограничи- ваясь всего несколькими предложениями: «Монастырь обширен и красив, особенно с противоположной стороны Волги. В церкви Успения не сохра- нилось никаких более предметов старины. Живопись на стенах и иконы принадлежат уже к новейшему периоду. Иконостас очень высок и богато вызолочен» (с. 12). Затем Колышко посетил другой древнейший монастырь Тверской земли — Желтиков Успенский мужской монастырь. Поскольку к настоя- щему времени от этой обители осталось лишь несколько построек, замет- ки, которые сделал Колышко, обретают значение важного исторического свидетельства. Колышко подробно описывает все постройки Желтикова монастыря. В частности, он приводят ряд надгробных надписей на памят- никах: «Есть целые стихотворения, есть и трогательные лаконичные строч- ки вроде „Здесь погребены все мои надежды“, — или „Дети — матери“, — или „Прости, незабвенная“ и прочие. Читая эти простые слова, нельзя к ним остаться равнодушным; целая история страдания, слез, тоски словно проходит перед глазами; воображение рисует образы и тех, кто покоится под этими холодными мраморами и тех, кто оплакивает их, и самое весе- 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1