Русская культура в зеркале путешествий

деревни Волго-Верховье. И почему он допускает такую ошибку, совершен- но не ясно. Исследуя Осташков и его окрестности в его геософской, ландшафт- ной и социокультурной специфике, Колышко описывает планировку горо- да, своеобразие здешних улиц, домов и прочего: «Прямолинейность этих улиц — это первое, что бросается в глаза в Осташкове. Поистине такой правильной планировки города, включая в то число и столицы, нет даже в заграничных городах. В этом виде Осташков выстроился при Екатерине II. Говорят, когда спросили императрицу, как строить Осташков, она взяла лист бумаги, начертила несколько параллельных линий и несколько пер- пендикулярных к ним. „Вот так!“ — сказала императрица, и буквально так выстроился Осташков» (с. 207). Регулярная планировка Осташкова на самом деле резко бросается в глаза, однако в России по плану Екатерины II было перестроено подобным же образом несколько городов. Осташков же строился не на пустом месте, но статус города он до этого не имел и ка- менных зданий тоже, поэтому перестройка его по регулярному плану не могла вызвать больших затруднений. Здесь Колышко повторяет тот же образ, который он использовал и при описании горестной судьбы Вышнего Волочка после постройки желез- ной дороги: там тоже рука монарха начертала прямую линию и стерла го- род с лица земли. Создается впечатление, что Колышко выступает с анти- монархистских позиций, хотя на самом деле это просто броский прием ра- дикальной журналистики, неоднократно, видимо, использовавшийся и ра- нее. На самом же деле, и в судьбе Осташкова, и в судьбе Вышнего Волочка на определенных этапах их развития воля монархов имела решающее зна- чение. А технический прогресс на самом деле имеет свойство уменьшать пространство и властно вторгаться в судьбу отдельных локусов, и царская воля здесь не причем. Через Торжок железная дорога не прошла, но судьба его стала от того не менее трудной. Силуэт Осташкова во многом определяется рядовой частнособствен- нической застройкой (ко времени Колышко в Осташкове появились и ка- менные здания) и церквями с высокими колокольнями конца XVII—XVIII вв. Среди них особо выделяются Воскресенская церковь (1689), Троицкий собор (1697), Вознесенская церковь (1731—1748, перестроена в 1887— 1889) бывшего Знаменского женского монастыря (основан в 1673), бароч- ная колокольня (1789) бывшей Преображенской церкви (1762). Колышко не оставляет без внимания и экономику города, и реме- сленные промыслы его населения: «Главные роды промысла — выделка кож и сапогов, кузнечный промысел и рыболовство. Все эти три рода про- мыслов истекают прямо из положения города Осташкова. Окруженный громадными лесами, он имеет обилие древесной коры и каменного угля, необходимых для выделки кож и для кузнечного дела» (с. 222). Жители Осташкова, называющие себя осташами, издавна занимались рыбо- 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1