Русская культура в зеркале путешествий
всём своем величии, как будто выросший среди волн, со своей высокой ко- локольней и огромными зданиями белого и бледно-голубого цвета… Золо- ченые купола, засверкали тысячами искр стекла в громадном фасаде зда- ний келий...» (с. 216). Колышко обращается и к истории этой богатейшей в России обите- ли: «В расстоянии получаса езды от города по озеру Селигеру находится знаменитая „Нилова пустынь“, вся как крепость окруженная водой» (с. 208). В рассказах Колышко подробно представлена история возникнове- ния и создания монастыря. При ее воссоздании автор ссылается на более ранние статьи исследователей, побывавших в Осташкове. Колышко пишет: «Между 1594 и 1599 годами состоялось монашеское общежитие, находя- щееся под управлением иеромонаха Герасима. В 1599 году прибыли в пу- стынь из разных мест несколько монахов, из которых один, по имени Нек- тарий, своим образом жизни обратил на себя внимание всех проживавших в пустыни, приобрел их любовь и уважение, по ходатайству, около 1620 г. митрополитом новгородским назначен игуменом монастыря» (с. 210). Из рассказов писателя перед нами предстает картина создания монастыря, об- лик которого формировался на протяжении нескольких веков. Богатейшую в России обитель создавали многие известные зодчие: К. Росси, А. Мельников и И. Шарлемань, А. Баттани, тверские архитекто- ры И. Львов и Е. Свинкин, Ф. и И. Ананьины. Колышко специально опи- сывает архитектуру монастырского ансамбля, но он по-прежнему дает не обстоятельные характеристики всем постройкам, а только пытается пере- дать общее настроение, общее впечатление, которое производит ансамбль: «Нилова пустынь, по устройству и богатству своему, занимает одно из видных мест в числе православных русских монастырей. Соборный храм во имя Богоявления Господня с двумя приделами, отличается обширно- стью и прекрасною архитектурою, как снаружи, так и внутри. Он занимает середину внутреннего двора и окружен огромными каменными корпусами, в которых помещаются: трапеза для братии и для богомольцев, настоятель- ская келья, кельи для братии и т. п. В наружном дворе также устроены два больших каменных корпуса с кельями для богомольцев» (с. 210). Писатель подробно описывает жизнь монастыря: совершение крестных ходов, при- делы, доходы монастыря и прочего. Монастырь для него — это целый го- род, состоящий из построек самого разного назначения: тут и жилые строения, и хозяйственный, огромные покои для настоятеля монастыря и братии, монастырская гостиница, многочисленные амбары, погреба, кузни- цы и фруктовый сад. Монастырь окружен высокой каменной оградой с башнями. При этом автор ссылается на более ранние травелоги путеше- ственников, побывавших в Осташкове. Автор изображает Нилову пустынь как неповторимую по красоте, поражающую грандиозностью своих разме- ров, сияющую золотым блеском куполов святыню. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1