Русская культура в зеркале путешествий

Заключение Подводя итоги своего исследования и не желая повторять те выводы, которые сделаны в самой работе, мы считаем необходимым обратить вни- мание на то, что наш проект не нарочито, не сознательно, а естественным путем связан с современными процессами регионализации России. В на- стоящее время мы являемся свидетелями преобразования монокультурного социокультурного пространства России в поликультурное и гетерогенное социокультурное пространство. Впрочем, это относится не только к Рос- сии, но и ко всему европейскому миру, а в России как стране, близкой во многом к азиатскому миру, эти процессы идут значительно медленнее. Процесс регионализации обусловлен понимаем уникальности и самобыт- ности составляющих ту или иную страну регионов. Регионы становятся объектом пристального внимания исследователей разных специальностей, однако литературные образы регионов на сегодня практически не исследо- ваны. В России огромный литературный и историко-культурный материал до сих пор даже не введен в научный оборот. Как следствие — методоло- гия междисциплинарных исследований не разработана, а традиционные основы историко-культурных и литературных зон не выявлены. Введение в научный оборот и междисциплинарное изучение тверско- го литературно-краеведческого материала позволяет уяснить социо- культурную специфику региона, соотнести современные инновации с тра- диционными основами, связать перспективы развития с историческими корнями края. Исследование литературно-публицистического образа Твер- ского региона открывает путь к пониманию ментальности его жителей. Наше исследование опирается на принципиально новый для отече- ственной науки тип материала — на полный свод тверских травелогов XVI —XX вв. В составленный нами свод входят сочинения ныне забытых авто- ров, книги, ставшие библиографической редкостью и недоступные научно- му сообществу. Учет всех этих редких текстов позволил нам исследовать образ Тверского края в исторической ретроспективе, в пространственной динамике, в движении системы ценностей. Кроме того, анализ тверских травелогов позволил нам разработать методологию исследования травело- гов во временных, пространственных, социокультурных, телеологических системах координат. В процессе нашей работы выявилось совершенно неожиданное для нас самих явление. Травелог, бесспорно, является жанром документальной литературы, литературы факта. Однако в травелоге исключительно большую роль играет перестуктурализация пространства, граничащая с ху- дожественным вымыслом. Травелог является не фотографически точным снимком с действительности, а формой осмысления действительности, в которой расположение объектов оказывается приемом для создания новой картины пространства. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1