Русская культура в зеркале путешествий

его последователей описывали поездки по России, и прежде всего — пере- движение по почтовому тракту между Санкт-Петербургом и Москвой и «прогулки» по губерниям Центральной России. В связи с этим материалом нашего исследования служат петербургско-московские травелоги и «про- гулки» ныне полузабытых, но достаточно известных в свое имя авторов. Наша задача состоит в том, чтобы уяснить, каким образом опыт Ка- рамзина как автора литературного путешествия был воспринят писателя- ми-беллетристами первой половины XIX в., авторами травелогов, адресо- ванных широкому читателю и рассчитанных, следовательно, не на чита- тельскую элиту, а на массовый вкус. Что же открыли для себя русские авторы травелогов первой полови- ны XIX в. в литературном путешествии Карамзина? Из жанровых вариан- тов травелогов к концу XVIII в. наиболее актуальными были научные пу- тешествия, дипломатические отчеты и статистические дорожные справоч- ники; их отличительные особенности состояли в строгой функционально- сти, научном или деловом стиле изложения, логике свидетельств, языке фактов. Автор же «Писем русского путешественника» кардинально пере- осмыслил существовавшую в отечественной культуре традицию: он прин- ципиально отказался от выработанных до него жанровых канонов и снял с себя все обязательства по какой бы то ни было ориентации на бытовавшие в русской литературе образцы (при этом, безусловно, учитывая опыт евро- пейских литературных путешествий, и прежде всего Л. Стерна). Правда, остранение традиционного травеложного дискурса привело Карамзина к созданию так называемой «гибридной» (термин Т. Роболи) его разновид- ности. Он утвердил на русской литературной почве повествование, в рам- ках которого этнографический, исторический и географический материал перемешан со сценками, рассуждениями, лирическими отступлениями и проч., в отличие от стерновской разновидности жанра, где настоящего опи- сания путешествия, в сущности, не т 24 . Предваряя наше разграничение жанров литературного путешествия и травелога, Карамзин в «Письмах русского путешественника» четко разгра- ничил художественные и научные путешествия: «…кто в описании путе- шествий ищет одних статических и географических сведений, тому, вместо сих „Писем“, советую читать Бишингову „Географию“» . 25 В размышлени- ях писателя о жанре литературного путешествия («живописного», в терми- нологии литературных журналов первой трети XIX в . 26 ) современников особенно поразили мысли о цели и назначении путешествий — принести 24 Роболи Т. Литература «путешествий» // Русская проза / под ред. Б. Эйхенбау- ма, Ю. Тынянова. Л.: Academia, 1926. С. 48. 25 Карамзин Н. М . Письма русского путешественника // Избранные сочинения: в 2 т. M.; Л.: Худож. литература, 1964. T. 1. С. 79. 26 Письма о Восточной Сибири А. Мартоса // Московский телеграф. М., 1827. Ч. 16. № 15. С. 268. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1