Русская культура в зеркале путешествий

путешественнику удовольствие, развить его личность в новых положитель- ных ощущениях, побудить его к самосознанию через обостренное чувство собственного существования. Однако созданная Карамзиным философская концепция травелога не ограничивалась оправданием путешествия с точки зрения экзистенциаль- ного сенсуализма . 27 Упразднив, как это кажется на первый взгляд, соб- ственно научные, образовательные и коммуникативные задачи вояжа, предписанные путешественнику традицией, сложившейся во второй поло- вине XVIII в., Карамзин поставил перед странствующим по свободной воле субъектом куда более высокую цель — самопознание и самоопреде- ление в контексте открываемой в путешествии новой реальности. В связи с этим были существенно переосмыслены и задачи травело- га. Из книги научно-деловых наблюдений, отчетов, статистического спра- вочника жанр путевой прозы преобразовался в исповедь «чувствующего сердца», отзывающегося на новые впечатления и постигающего в изменя- ющемся внешнем мире прежде всего себя. При этом за травелогом по- прежнему сохранялись функции дорожной книги, призванной сопрово- ждать путешественника в его поездке. Однако запечатленный в путевых записках духовный опыт писателя должен был побудить читателя не к тому, чтобы повторить путь автора травелога, но к тому, чтобы пройти свой собственный сложный путь самопознания. Именно этим было вызвано качественное изменение жанра травелога в творчестве Карамзина, который превратил его в литературное путеше- ствие. Его «Письма…» построены как метатекст, организованный разными повествователями и включающий, наряду с образом автора, образ путеше- ственника, пишущего письма к друзьям и, соответственно, выступающего рассказчиком многочисленных вводных историй. Вследствие этого актуа- лизировалось взаимодействие этих повествователей с читателями, измени- лось соотнесение правды и вымысла, задачей которого был поиск «правди- вого» языка для выражения новых отношений личности с действительно- стью . 28 «Письма русского путешественника», таким образом, ознаменовали кардинальный перелом в развитии русского травелога и в превращении его в литературное путешествие. Новый взгляд на героя и мир как на «негото- вые» и не поддающиеся оформлению в рамках канонических жанровых форм явления, отказ от риторического мышления и экспериментальная апробация новых средств художественной выразительности стали главным открытием Карамзина. 27 Шёнле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литера- туры путешествий. С. 45—46. 28 Сорникова М. Я . Жанровая структура «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Коломна, 2006. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1