Русская культура в зеркале путешествий
Описания, поддающиеся перетасовке, выдают отсутствие необходимого для дорожника линейного, последовательного мышления, что практически разрушает жанр путеводителя, превращая его в статистический справочник. Влияние Карамзина на «Ручной дорожник» выразилось в том, что Глушков едва ли не первым в российской массовой книгоиздательской практике решился совместить воедино три разных жанра: дорожник, го- родской путеводитель и представительский травелог. Это и вызвало семан- тические сдвиги в композиции и дискурсе книги. Перечень городов и стан- ций по маршруту движения стал оглавлением текста, а сами главки превра- тились в развернутые монографические повествования, причем каждое из них стало самостоятельным путеводителем по тому или иному городу, рас- положенному на почтовом тракте между Петербургом и Москвой. Подроб- но описывая каждый город, Глушков обращает внимание читателя на его градостроительное решение, на архитектурные памятники, на наличие уникальных инженерно-технических сооружений. И в такой композиции отчетливо проявляется его приверженность традиции информативно-по- знавательных травелогов XVIII в. Однако, находя в каждом населенном пункте нечто удивительное и необычное, Глушков делает это предметом особого интереса, меняет ра- курсы изображения и эмоциональную окраску рассказа, а порой и передо- веряет повествование разным субъектам речи — именно так, как это дела- ет Карамзин. Так, если очерк Вышнего Волочка выполнен в сдержанных тонах традиционной дорожной книги, то описание Торжка подчеркнуто эмоционально, и здесь Глушков уверенно и смело руководит взглядом чи- тателя: «Ежели стать у дворца в Затверецкой части, на высокой горе по- строенного, то каждая улица и дом видны будут в особенности. Множе- ство церквей, гостиный двор, площади, большие и малые преспекты, набе- режная, на уступах стоящие слободки, сады и движущийся народ в прият- нейшем разнообразии вдруг представятся: вот обширная торговая пло- щадь, окруженная каменными, преизрядной архитектуры домами, велико- лепный из них есть городовой магистрат, — смотрите, как величественно тут на горе стоит церковь, — от нее продолжается каменный гостиный двор, имеющий 111 лавок — это деревянные лавки, или другой гостиный двор, а это посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан — посмотрите, как хороша набережная и какой крутой вал от нее начинается! Наконец взгляните на монастырь, его огромную церковь, высокие колоколь- ни, стены, башни, сады и после всего согласитесь, что Торжок принадлежит к изрядным городам» . 41 Следует сказать, что Глушков совершенно верно выбирает смотровую площадку, которая и наше время широко использует- ся для наилучшего обозрения правобережной части Торжка. При описании Твери автор уступает право повествования геро- ю-рассказчику, что позволяет не только разнообразить текст, но и придать 41 Тверь 1. С. 153—154. Подробнее об этом см. в главе 3 исследования. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1