Русская культура в зеркале путешествий

ему смысловой объем и полифоническое звучание. «Тверь — один из пре- краснейших российских городов — расположен на месте весьма прелест- ном, — читаем мы введенное в текст письмо молодой тверичанки. — ...Там из-за синих сосен проглядывает Малицкий монастырь, здесь в тума- не блещет златоглавый Желтиков , недалеко на тихой Тьмаке безмолвству- ет убежище Христовых невест, близко, под густыми ветвями лип и кленов, окруженный шумящими каскадами, красуется Архиерейский дом , еще ближе на крутом берегу Волги виден воксал ; вокруг же всего разбросаны деревеньки, мелькают загородные дома — и все это в один миг и на одной плоскости представляется взорам. Посредине сей долины возвышается са- мый город, не гордостью пышных домов и огромных башен, но привлека- тельною скромностью, прелестною посредственностью и как бы милою нежностью украшенный» . 42 И здесь Глушков принципиально переступает границы достоверности, которые положены травелогу, фактически перехо- дя в сферу литературного путешествия. Переходя от геополитических описаний к этнографическим характе- ристикам, Глушков детально описывает костюмы жителей, прежде всего женский наряд, указывая на местные отличительные особенности, фикси- рует особенности местных говоров, что для литературы путешествий того времени бесспорно ново. А прямое обращение к читателю, доверитель- но-дружеский тон повествования, введение в текст живых зарисовок с на- туры, непосредственно наблюдаемых сценок и занимательных деталей не- посредственно заимствованы из жанра литературного путешествия, но ор- ганизуют заинтересованное восприятие адресатом не путешествия, а траве- лога. Разумеется, Глушков не в полной мере смог достичь карамзинского эффекта духовного «расширения» путешествующей личности, однако это было вполне естественно вследствие жанровых различий обеих книг. Вме- сте с тем в контексте массовой литературы рубежа XVIII—XIX вв. книга Глушкова, бесспорно, была самым ярким откликом на «Письма русского путешественника». Дальнейшее развитие жанр петербургско-московского травелога на- шел в двух книгах: «Путеводитель от Москвы до С.-Петербурга и обратно» И. А. Дмитриева (1839 ) 43 и «Каникулы 1844 года» А. И. Ишимовой , 44 — поскольку обе эти книги были частично основаны на материалах «Ручного дорожника». Для понимания того, в каком направлении развивались традиции «Писем русского путешественника» Карамзина, следует обратиться к кни- ге Ишимовой «Каникулы 1844 года». Рассказ о путешествии ведется здесь от первого лица. Дама, выступающая основным субъектом речи, — фигура безусловно автобиографическая; она путешествует с группой родственни- 42 Там же. С. 160—161. 43 Тверь 2. С. 147—267. 44 Тверь 1. С. 263—281. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1