Русская культура в зеркале путешествий

ков, среди которых дядюшка Николай Дмитриевич — большой знаток ста- рины, тетушка Ольга Дмитриевна — любительница старинной культовой архитектуры и дети Лиза и Валериан. Поскольку текст не дает оснований признать эту даму-повествовательницу матерью молодых людей, остается только один вывод о ее положении в семействе: она гувернантка молодых людей, что полностью соответствует реальному социальному статусу Ишимовой. Введение персонифицированного повествователя придает запискам Ишимовой черты достоверности, а достаточно частые обращения автора к героям и читателю моделируют ситуацию непосредственной включенно- сти читателя в события, происходящие в книге. Впечатления от поездки Ишимова, как и Карамзин, изложила в форме писем, и потому может пока- заться, что заметки носят сугубо частный характер и написаны лишь по случаю. Однако это иллюзия, поскольку в одном из писем писательница делает принципиально важную оговорку: «Я описываю тебе, милая сестри- ца, все города, которые мы проезжаем, с такою подробностью, что я ду- маю: журнал мой может служить твоим детям вместо географического урока» . 45 Мысль о том, что «письма» о путешествии могут служить вместо урока (а не в качестве урока), восходит к литературному путешествию Ка- рамзина, что позволяет говорить о непосредственном влиянии «Писем рус- ского путешественника» на «Каникулы 1844 года». Это тем более вероятно, что незадолго до создания «Каникул 1844 года» Ишимова, как известно, на- писала «Историю России в рассказах для детей» (1837—1840), пересказав для юного читателя «Историю государства Российского» Карамзина. Свою приверженность взглядам Карамзина Ишимова обнаруживает на протяжении всего повествования; в другом месте она заявляет: «Я уже не один раз заметила во время путешествия нашего, что во всяком местечке, даже в самом неважном и, по-видимому, непривлекательном, можно найти что-нибудь интересное — стоит только искать его, а не смотреть на всё гла- зами равнодушными, как делает большая часть путешественников» . 46 Прин- цип внимательного отношения к открываемой читателям локальной культу- ре и принцип эмпатии, погружения в новое, стали в середине XIX в. осно- вой для становления русской детской литературы путешествий, и в этом ряду «Каникулы 1844 года» Ишимовой явились одним из первых опытов, реализовавших традиции Карамзина в жанре детского травелога. Наряду с поездками по Петербургско-Московскому тракту с 1830-х гг. в русской литературе путешествий получили развитие и «прогулки по губерниям». В них путешествие становилось своеобразным пространством рекреации с целью, в согласии с идеями Карамзина, открыть «удивитель- ное — рядом». Например, Ф. Н. Глинка открывает древности Тверского 45 Там же. С. 265. 46 Там же. С. 279. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1