Русская культура в зеркале путешествий
2. Травелог и динамическое пространство Мы уже говорили, что само по себе понятие текста, как оно сфор- мировалось в структурно-семиотических исследованиях самых разных направлений, включает в качестве составляющих категории законченности и статичности. Представление о динамике текста принадлежит постструк- туралистскому дискурсу и предполагает тотальную ревизию семиоти- ко-структуральной статичности. Вследствие этого понятие динамический текст может быть истолковано двояко, в зависимости от того, в рамках какого направления мы строим рассуждение и свойством чего полагаем динамику. Семиотико-структуральное истолкование текста как динамического только допускает, что текст становится в процессе его созидания и воспри- ятия. Иначе говоря, мы не разом видим и воспринимаем весь текст «Анны Карениной», а только постепенно, по мере чтения романа; мы не одномо- ментно видим и воспринимаем всю дорогу из Петербурга в Москву, а толь- ко по мере передвижения из одного города в другой. При этом человек стремится максимально сократить время на развертывание текста про- странства и даже аннулировать его, но это пока остается научно-фантасти- ческим проектом. Классический структуральный анализ предполагает, что текст существует сам по себе, как таковой, вне воспринимающего его со- знания. Такой текст является статичным, и динамика не имманентна ему, а обеспечивается лишь описывающим и воспринимающим его сознанием. Динамику пространству сообщает время, и такое пространство сродни тому, которое описывает геометрия Эвклида. Гетерохрония же как общий принцип бытия выступает условием возможной гармонизации про- странства: по мысли А. А. Ухтомского, «увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия», а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп «функционально опреде- ленный „центр“» . 52 Постструктуралистское истолкование текста как динамического предполагает, что текст существует не сам по себе (сам-для-себя), но толь- ко в непосредственном контакте с неким внеположенным ему сознанием, что текст реализует себя только в процессе общения, диалога, поэтому ди- намика является имманентным свойством его. Применяя этот тезис к на- шей теме, следует сказать, что кочки и впадины сами по себе динамичны, и поэтому для адекватной репрезентации пространства необходима не ста- тическая живопись, но динамический кинематограф. Такое пространство само по себе подвижно, потому что через две точки можно провести не одну, а несколько прямых, а сами по себе точки могут принадлежать не од- ной, а разным плоскостям. Такое пространство динамично само по себе, без участия времени, и такое пространство аналогично тому, которое опи- 52 Ухтомский А. А . Доминанта. М.; Л.: Наука, 1966. С. 181—182. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1