Русская культура в зеркале путешествий

сывает геометрия Н. И. Лобачевского. Впрочем, образец такого динамиче- ского пространства подобрать сложнее. Примером такого пространства мог бы стать текст, автор которого намеревался бы из Твери ехать в Тор- жок, но оказался бы в Старице. В известной степени примером подобного рода может служить повесть В. И. Даля «Бедовик» (1839), где помимо ре- альных населенных пунктов Тверской губернии мы находим вымышлен- ный город Малинов и где герой никак не может доехать до вожделенного Петербурга . 53 Очень яркими примерами такого рода пространства являют- ся путешествия, в которых автор искажает реальные пропорции и показы- вает далекое близким, а близкое далеким, располагает объекты в одной плоскости, тогда как они находятся на разных уровнях, и наоборот. Чаще всего такие искажения происходят в силу недоразумений, хотя они могут быть и продуктом сознательной творческой работы автора . 54 Очень важным приемом такой сознательной творческой работы авто- ра с целью преодоления метричности культурного пространства является включение в текст путешествия разного рода зарисовок: пейзажа, портре- та, интерьера. Неритмичное или ритмичное распределение их по тексту пу- тешествия в равной степени свидетельствует о сознательности изменения пространства, поскольку те или иные картины природы, люди и помеще- ния изображаются не потому, что именно они предстоят сейчас перед гла- зами путешественника, а потому, что это зачем-то необходимо автору. Включение такого рода описаний прекрасно демонстрирует, что реальное пространство в глазах самого путешественника является семантически бедным. Пространство требует структурирования и наполнения знаками. Только в таком случае оно может быть описано. Можно было бы сказать, что описывается не пространство как таковое, а те культурные знаки, кото- рые привнесены в него. Более того, реальное пространство воспринимается как эмоционально бедное, поэтому для усиления эмоциональности путеше- ствия используются вставные новеллы развлекательного характера. Иначе говоря, можно рассказывать о красоте гор и ущелий, по которым путеше- ственник странствует четыре дня подряд, но это скоро надоедает; поэтому для увеличения эмоциональной нагрузки текста автор приводит историю несчастной любви, в результате которой герой (героиня) прыгнул (-а) со скалы в пропасть. Важным приемом динамизации повествования о про- странстве является, как ни парадоксально это звучит, торможение. Наибо- лее частыми видами торможения являются этнографические жанровые сцены из народной жизни и проч., наблюдения или размышления автора внешне непространственного характера, которые принято называть лири- 53 О поэтике пространства в этой повести см.: Строганов М. В . 1) О повести В. И. Даля «Бедовик» // Шестые Международные Далевские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения В. И. Даля. Луганск, 2001. С. 97—105; 2) Мифологизированный хро- нотоп в повести В. И. Даля «Бедовик» // Далевский сборник. Луганск, 2001. С. 27—30. 54 См. об этом в главе 4 исследования. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1