Русская культура в зеркале путешествий

ческими отступлениями. Казалось бы, эти приемы должны привести к об- нулению пространства, поскольку описание их замещает рассказ о путеше- ствии как таковом. Но на самом деле значение видов торможения состоит в усилении переживания пространства. Это особенно заметно в тех случаях, когда один и тот же фрагмент путешествия характеризуется в тексте двумя разными способами. Например, И. Ф. Глушков упоминает в начале каждо- го раздела количественные параметры того или иного отрезка пути, а по- том замещает описание этого пространства внешне непространственной картиной: « Завидово — ям, дающий лошадей на 26 верст до Клина. Любитель музыки, который слыхал лучших итальянских певцов и виртуозов, поверит ли, что иногда русские ямщики одно колено песни поют 30 верст, от одной станции до другой. Это случается тогда, как судь- ба определит ехать с удрученным горестью, бедностью и летами ямщиком, который, вспоминая молодечество и желая угодишь ездоку, начинает с трясущейся бодростью: “Э—эх! — да — харошо-о-ао-ао — любить — да — дружка — ми-и-и-ла-а-ава харашо — разумнава” — и вдруг, прервав песню, погоняет лошадей: “Эй! ну ты слышишь ли!” — потом опять про- должает петь: “Эх — да — хорошо любить… Эй вы родимые! — ну! ну! пашел!” Вот с какими вариациями продолжается во всю дорогу песня» . 55 Подобный прием замещения позволяет понять пространственную сущность внешне непространственной характеристики. Песня ямщика здесь — это способ временно́го измерения того отрезка пути, который ра- нее измерен в верстах. Точно так же расстояние, которое преодолевает Онегин от Петербурга до своей наследственной деревни, измеряется у Пушкина временем повествования о детстве и юности героя, составляю- щим первую главу романа. И еще пример. В книге А. Н. Радищева «Путе- шествие из Москвы в Петербург» пространство между станциями не опи- сывается, всё время переезда занимают вставные тексты, посвященные злободневным социально-политическим вопросам современности. Книга Радищева весьма интересна как квазипутешествие: имитируя реальное пу- тешествие и перечисляя реальные станции (ямы) по дороге из Петербурга в Москву, Радищев не изображает практически ни одной реальной «черты местности», отвлеченные социально-политические вопросы затмевают пейзаж, нравы и историю. Наше противопоставление двух типов динамики текста необходимо дополнить противопоставлением локального текста как неизбежно стати- ческого (существует целый ряд работ, посвященных локальному тексту; укажем только работы, в которых отражена наша позици я 56 ) и текста путе- 55 Глушков И. Ф. // Тверь 1. С. 170. 56 Строганов М. В . Литературное краеведение. 2009; Милюгина Е. Г ., Строганов М. В . Текст пространства. Фрагменты из словаря «Русская провинция» // Лабиринт. 2012. № 2. С. 42—60; № 3. С. 33—74. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1