Русская культура в зеркале путешествий
путешествия Ф. Н. Глинки, 181 1 59 и И. Белова, 1848 . 60 В результате, отра- жая взгляд со стороны в динамике смены ракурсов, травелоги выявляют исторически меняющиеся семантику и аксиологическую значимость ло- кальных объектов — те их характеристики, которые не очевидны в локаль- ном тексте в силу статичности его оптики. Совокупность локальных текстов создает впечатление метрической упорядоченности пространства, но не дает представления о его ритмиче- ской специфике, если брать эти понятия в значениях, аналогичных школь- ной метрике. Ритмическая специфика культурного пространства выявляет- ся только в тексте путешествий. Причем природное пространство и про- странство первично окультуренное всегда аритмичны, а стремящееся к ре- гулярности чередование равных, однородных, изоморфных элементов все- гда оказывается признаком вторичного окультуривания пространства, ко- торое неизбежно противопоставлено первичному, естественному его засе- лению. При этом адекватные реальным потребностям проекты постоянно противостоят реальному положению дел и потому могут казаться неаде- кватными. Такими именно представляются проекты, созданные по «госу- дарственному заданию». Например, заданное регулярное расстояние не бо- лее 35 верст между станциями во время гужевой тяги, хотя на дороге меж- ду Петербургом и Москвой станции находились реально чаще; или разме- щение городов-станций по утвержденному Екатериной II плану-сетке; или размещение станций разной степени классности на железной дороге между столицами (будущей Николаевской) и целый ряд других. При этом очень часто оказывается, что аритмия культурного про- странства предопределена аритмией пространства природного. К таким элементам аритмии относятся чередование возвышенностей и низменно- стей, суши и воды, особенности рисунка рельефа, речных русел, очертаний водоемов, пиков гор, и специфика местной фауны и флоры. Например, в путешествии В. М. Севергина (1803) дано следующее описание: «Торопец виден уже в 19 верстах расстоянием; но должно объезжать многие озера и болота прежде достижения сего города. Он лежит при реке Торопе, впада- ющей в Двину. Озеро, Соломино называемое, находится близ города впра- ве» . 61 Напротив того, если культурное пространство строго метрично, оно осознается или как бездушное, или как не одушевленное присутствием че- ловека. Например, в путешествии У. Кокса (1778): «Дорога из Москвы в Петербург тянется 500 миль почти прямой ли- нией, проложенной сквозь леса, и крайне утомительна: по обеим сторонам 59 Тверь 1. С. 171—240. 60 Тверь 1. С. 288—323. 61 Севергин В. М . Продолжение записок путешествия по западным провинциям Российского государства, или Минералогические, хозяйственные и другие примечания, учиненные во время проезда чрез оные в 1803 г. СПб. : Имп. АН, 1804. С. 147. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1