Русская культура в зеркале путешествий

покормив, поехал в 2 часа далее и <наконец, сделав> 37 верст, прибыл наутро в Москву» (Ю. Юль, 1709) ; 66 «На протяжении всей дороги находится 24 почтовые станции, или яма, как русские их называют, на расстоянии 4 или 5 миль одна от другой, и на каждой станции стоят 20 и более почтовых лошадей, содержимых осо- быми, приставленными для того крестьянами, кои, получая ничтожные по- чтовые деньги с проезжающих, освобождаются от всех других повинно- стей и служат только для провоза проезжающих» (Ф. Х. Вебер, 1716) . 67 Аритмия культурного пространства — это извечная проблема любо- го путешествия. Однако ее можно практически избежать, если человек правильно соберется в путешествие или если оно должным образом орга- низовано «принимающей» стороной: «В это мое путешествие из Петербур- га в Москву я сделал следующие наблюдения. О собственных домах царя, построенных по его приказу у ямов и между ямами, где приходится кор- мить <лошадей>, я уже говорил. Меня постоянно помещали в эти дома; там же, где их не было, пристав, всегда ехавший с несколькими солдатами впереди, занимал силою дом, который ему больше нравился, приводил его к моему приезду в порядок, топил, выгонял из него <хозяев> и вполне завладевал всем, что там было; ибо здесь нет гостиниц, в которых можно бы за <известную> плату кормить лошадей или останавливаться. В случае поломки саней или сбруи солдаты силою отымали у крестьян всё, что было нужно, так что мне ни о чем не приходилось заботиться. В России крестья- не повсюду так привыкли к подобным <порядкам> и так боятся солдат, что охотно, без прекословий, готовы отдать добровольно всё, лишь бы избе- жать их побоев и неблагодарности» (Ю. Юль, 1709) ; 68 «Без удобства саней, употребляемых в России, иностранцу невоз- можно было бы вынести в дороге сильные морозы. Сани сверху и кругом крепко закрыты и укутаны, так что ни малейший ветер не может проник- нуть в них, а по обеим сторонам вделываются маленькие оконца и сумки или карманы для книг, ради препровождении времени, и для съестных припасов; вверху над головою висит фонарь с восковою свечою, которую зажигают с наступлением ночи. В самых санях внутри стелется постель, в которой и лежишь день и ночь во время пути, а в ногах кладутся нагретые каменные плиты или медные фляги с горячей водой, чтобы теплее было в санях; около фляг ставится ларец с вином и водкою, для предохранения этих напитков от мороза, хотя, впрочем, при всех предосторожностях, са- мые горячие напитки замерзают и обращаются в лед. В такой спальне едут день и ночь, не выходя из саней, разве за надобностью, тем более что по всей дороге нет ни гостиниц, ни съестных припасов, которые бы можно было купить, кроме черствого простого хлеба и предурной водки, так что 66 Тверь 1. С. 43—46. 67 Тверь 1. С. 51. 68 Тверь 1. С. 47. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1