Русская культура в зеркале путешествий

всегда следует держать при себе в санях свой холодный обед» (Ф. Х. Ве- бер, 1716) . 69 В двух последних примерах путешественники особо подчеркивают, что аритмия пространства успешно преодолевается людьми, организующи- ми дорожное движение. Путешественник может отметить и трудности жизни тех людей, которые обеспечивают удобства проезжающих, но на фоне этих трудностей особенно выигрышно смотрится его собственный комфорт. Поездка сопровождается некоторыми неудобствами (отсутствие по дороге гостиниц и продажи съестных припасов), которые, однако, компенсируются предусмотрительностью устроителей саней как целого походного дома. Таким образом, мы видим, что жанр травелога складывался как фи- лиация литературного путешествия. Его специфика была обусловлена фор- мированием массовой литературы, и травелог как типичный жанр белле- тристики принял на себя функции этого явления. Вместе с тем в рамках травелога происходило формирование и сугу- бо специфических форм репрезентации пространства, которые были еще мало освоены литературой. И в этом отношении травелог был новаторским жанром, опережавшим общее развитие литературных форм. 69 Тверь 1. С. 50—51. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1