Русская культура в зеркале путешествий

Во-первых, это путешественник как инициатор маршрута; в традиционной культуре это деловой человек; в модернистской культуре — свободный ху- дожник, любопытствующий странствователь, турист. Во-вторых, это реа- лизаторы маршрута: перевозчик , в функции которого входит корректиров- ка маршрута, и проводник/экскурсовод , функцией которого является интер- претация локального текста. В-третьих, это попутчик , который исполняет роль случайного фактора в реализации поездки и с которым связаны неожиданные, незапланированные наблюдения и встречи. Наконец, в-чет- вертых, это автохтон — творец и хранитель локальных мифов. Разумеет- ся, роль путешественника является основополагающей, а остальные все факультативны. Без вторых, третьих участников путешествие состоится, а без первого оно невозможно. В допетровский период и в начале XVIII в. путешественники, оста- вившие свои записки (а это были исключительно иностранцы), пользова- лись только водным путем, поскольку сухопутных дорог на Руси в это вре- мя не было. При этом следует учитывать, что до начала XVIII в. Тверская земля находилась на пути между Новгородом и Москвой. Поэтому на тер- ритории современной Тверской области водный путь шел по рекам Волге и Тверце, и путешественники фиксировали только те объекты, которые были связаны с этим маршрутом. Иностранные путешественники С. Гер- берштейн, А. Кампензее, А. Олеарий, А. Мейерберг, Я. Стрейс, Э. Пальм- квист и др. настойчиво подчеркивали оппозицию свое/чужое, которая вплоть до петровского времени была наиболее релевантной при описании России на фоне Европы . 70 В единичных случаях в эпоху правления Ивана Грозного в поле зрения попадала Старица, поскольку Грозный время от времени принимал здесь иностранные посольства. Следует заметить, что в таком случае Старица (но не всё Тверское княжество) воспринималась как «столица», как центр Московии, а то и как политическая соперница Моск- вы. Это отражают путевые записки иностранных послов XVI—XVII вв. А. Поссевино, А. Гюльденстиерне, И. Лунда . 71 Во второй половине XVIII в. формируется почтовый тракт между Пе- тербургом и Москвой, и поэтому значение водного пути падает. Новый способ передвижения был исключительно востребованным, причем не только иностранными дипломатами, торговцами и чиновниками, но част- ными лицами, которые по своим нуждам стали достаточно часто переез- жать из старой столицы в новую и обратно. Поэтому к концу XVIII в. была осознана необходимость в создании руководств для людей, путешествую- щих по шоссе. Одним из первых таких путеводителей стал «Ручной дорож- ник» И. Ф. Глушкова , 72 вслед за ним возникли специальные путеводители 70 Литература Тверского края. С. 118—179. 71 Там же. С. 137—139, 141—146. 72 Тверь 1. С. 145—170. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1