Русская культура в зеркале путешествий

для семейных и детских поездок . 73 В этих путешествиях оппозиция свое/чужое, актуальная для иностранных путешественников, сменяется оп- позицией столица/провинция. И вновь, как и в иностранных травелогах, свое, столичное выступает мерой для понимания и оценки чужого и про- винциального. Современного понимания альтеричности, разумеется, еще не было. Наконец, во второй половине XIX в. была создана железнодорожная магистраль между Петербургом и Москвой, что принципиально изменило общение столиц. Это изменение замечательно отражено в комедии В. А. Соллогуба «Сотрудники, или Чужим добром не наживешься» (1851) как практически полное аннулирование пространства . 74 Но когда эта же- лезнодорожная эйфория прошла, появились руководства, связанные с но- вым транспортным средством и новой точкой зрения. Современному чело- веку следует помнить, что сеть железных дорог к началу XX в. в России стала очень частой, она охватила самые дальние, самые глухие углы рус- ской провинции. В настоящее время очень многие из этих железных дорог утратили свое значение и заглохли, некоторые просто перестали существо- вать. Но в начале ХХ в. они были весьма актуальны и воспринимались как социальное благо, а из подобных дорожников сложилась серия «Культур- ные сокровища России», в которой некоторым городам Тверского края по- священа книга Ю. И. и З. И. Шамуриных . 75 Само название серии говорит о возникшем внимании к русской провинции как самоценному миру, к кото- рому неприменимы столичные мерки. Несмотря на увлечение новыми средствами передвижения, прежние пути и средства сообщения не были забыты вообще. Однако путешествен- ники стали использовать их не для быстрейшего перемещения из одной точки пространства в другую, а с исследовательскими и репрезентативны- ми целями. В связи с организацией в середине XIX в. системы пароходного сообщения очень популярными стали путешествия-прогулки по Волге. Описания подобных поездок зафиксированы в ряде литературных путеше- ствий, таких как известный очерк И. А. Гончарова «Поездка по Волге» (1873—1874). Но гораздо более многочисленными были травелоги второй половины XIX в., к которым относятся дневники и записки А. Н. Островского (1856) , 76 рассчитанный на широкого читателя путеводитель 73 Ишимова А. О . // Тверь 1. С. 263—281; Белов И. Д. Поездка на Урал // Рожде- ственские рассказы для детей, с рисунками / изд. И. Белова и редакции «Детского сада». СПб.: тип. Департамента уделов, 1871. Вып. 2. С. 72—103. 74 Строганов М. В . Язык железной дороги в русской поэзии 1840—1860-х годов // Дары природы и плоды цивилизации: экологический альманах. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. С. 74—88. 75 Шамурины Ю. и З . Культурные сокровища России. М.: Т-во «Образование», [1913]. Вып. 7: Калуга, Тверь, Тула, Торжок. С. 27—49, 61—71. 76 Тверь 1. С. 350—409. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1