Русская культура в зеркале путешествий

ной интеллигенции о застое и глухоте провинциальной России. Надо, впрочем, помнить, что, как мы уже писали, книга Слепцова «Письма об Осташкове» не является травелогом, поскольку в ней описывается только одна точка в пространстве и нет перемещения путешественника, нет дви- жущегося пространства, необходимого условия травелога как жанра. С конца XIX в. особый интерес начинают вызывать не магистрали, а проселочные дороги, не мейнстрим, а маргинальные явления современной жизни, поскольку эти направления движения позволяли репрезентировать жизнь, которая на самом деле уходила в прошлое, становилась маргиналь- ной, не обязательной. Речь идет об усадебной жизни. Издания, подобные «Очеркам современной России» И. И. Колышко, представляли параллель к известному журналу «Столица и усадьба». В этих путешествиях Тверская земля оценивалась как периферия, но помещалась в центр внимания авто- ра. В этом смысле чрезвычайно интересна книга А. Н. Греча «Венок усадьбам» , 83 автор которой подчеркивал самодостаточность усадебной культуры (в том числе и тверской). Однако в 1932 г., когда Греч писал эту книгу, русская усадебная культура («уходящая натура») не просто ушла в прошлое, но была ликвидирована как таковая, и восстановить ее было уже невозможно. Подобный взгляд был своего рода ностальгией по «России, которую мы потеряли». Особое значение для построения типологии травелогов имеет целепо- лагание путешествий, как оно отразилось в рефлексии самих авторов. Со- вершенно очевидно, что степени рефлексии и форма осмысления целепола- гания должны были повлиять на формы текстуализации Тверского края. Опираясь на авторские определения текстов, которые были выявлены в про- цессе нашей работы, мы можем выделить несколько типов травелогов. Первый тип — это ученое путешествие. Ярким примером естествен- нонаучного путешествия служат очерки П.-С. Палласа . 84 К обществен- но-научным (историческим, культурологическим) относятся дневники ар- хеологических путешествий, подобные «Археологической экскурсии в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич» И. А. Виноградов а 85 и пу- тешествию в заповедник дворянской культуры А. Н. Греча. Записки Ф. Н. Глинки «О древностях в Тверской Карелии» лишь внешне имеют вид путешествия, поскольку повествуют об одном месте и не нацелены на изображение движущегося пространства. Второй тип — это познавательное путешествие, иначе сказать раз- влекательная, или каникулярная, прогулка. Яркими образцами этого путе- 83 Греч А. Н . Венок усадьбам / подгот. текст, вступл. и коммент. Л. Ф. Писарько- ва, М. А. Горячева. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. С. 98—132. 84 Паллас П.-С . Путешествие по разным провинциям Российской империи. В 3 ч. Ч. 1. СПб.: Тип. Имп. АН, 1773. 85 Виноградов И. А . Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь: Типо-лит. Н. М. Родионова, 1901. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1