Русская культура в зеркале путешествий

рительными являются своды путешествий и в окраинные земли России, поскольку они никогда не были исчерпывающими, а произвол составителя для науки весьма плохой помощник. Вместе с тем следует признать, что нам неизвестны аналогичные опыты и в зарубежной культуре: при на- личии сводов, описывающих одно место, нет сводов, описывающих про- странство в движении. Мы не можем утверждать, что наш свод исчерпал весь возможный материал, но мы, продолжая пополнять его, стремимся к его исчерпанности. Итак, опираясь на свой опыт работы, мы предлагаем различать два вида путешествий и путешественников . 92 Первый вид путешествия и, соответственно, путешественника сфор- мировался в рамках традиционной культуры, то есть в то время, когда че- ловек предполагал существование земли незнаемой, которую можно и должно было освоить и узнать, присвоить. Сказочно богатая Индия при- влекала к себе Колумбов и Афанасиев Никитиных, которые открывали, од- нако, вовсе не Индию, а другие пространства. Целью таких путешествий было освоение новых территорий, новых пространств и установление крат- чайших траекторий между точками а и b . Путешественник подробно опи- сывал пространство потому, что его интересовал маршрут. Он и сам снаря- жался в дорогу, и его снаряжали только с целью определения маршрута, иначе бы никто и деньги не стал вкладывать в такие дорогостоящие проек- ты. Путешествия были на самом деле дорогими удовольствиями и для тех, кто их отправлял, и для тех, кто в них участвовал: первые тратили состоя- ния, вторые — жизни. Утилитарно, прагматически в этом путешествии были важны точки исходная и конечная (как из Испании или Твери крат- чайшим, удобнейшим и результативнейшим путем попасть в Индию). Од- нако когда дело доходило до описания, всё внимание путешественника оказывалось сосредоточенным на самом маршруте, потому что исходная точка была не интересна, а конечная точка была достижимой только в ред- 92 Милюгина Е. Г . «Каникулы 1844 года» А. О. Ишимовой и «Ручной дорожник» И. Ф. Глушкова: из истории формирования русской детской литературы путешествий // Детская литература. 2011. Вып. 8. С. 209—216; она же . Образ Тверского края в «Путе- шествии Екатерины II в полуденный край России в 1787 году» // Вторые Конкинские чтения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. С. 158—163; Милюгина Е. Г., Ивано- ва А. С., Касимова А. Б. Города Тверского края в книге И. И. Колышко «Очерки совре- менной России» (1887) // Родная словесность. 2011. Вып. 2 (8). С. 172—178; Милюги- на Е. Г., Касимова А. Б. Тверской край в книге К. К. Случевского «По Северу России» (1886) // Родная словесность. 2011. Вып. 2 (8). С. 166—172; Милюгина Е. Г., Строга- нов М. В . Принципы изучения «тверских» травелогов XVI—XX веков. С. 37—43; Ми- люгина Е. Г., Строганов М. В . Родная земля глазами стороннего наблюдателя. Заметки путешественников о Тверском крае. Тверской край в записках путешественников XVI —XX веков. С. 18—26, 86—98; Строганов М. В. Экскурсия в системе краеведческих исследований и преподавания литературного краеведения // Родная словесность. 2011. Вып. 2 (8). С. 181—185; он же. Экскурсия как форма краеведческого исследования и преподавания краеведения // Новоторжский сборник. Вып. 4. С. 455—459. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1