Русская культура в зеркале путешествий
частью малодоступны, а частью и малоинтересны, во всяком случае Белов не стремится подчеркнуть привлекательность тех сельских местностей, ко- торые он описывает. Смысл его описания поездки во многом не ясен. Но нельзя не восхищаться упорством этого путешественника, который проехал в таких местах, где и современный путешественник не проедет и не пройдет. С этой переменой точки зрения иное значение приобретают и марш- руты. Первый традиционный путь через Тверские земли был, как мы по- мним, водным и соединял Новгород и низовские города; на пути неизбеж- но стояли Вышний Волочек, Выдропужск, Торжок, Медное и Тверь. Позднее сформировался тот сухопутный путь, который сохранился до сих пор и является наиболее традиционным; на этом пути находятся всё те же города и вся та же культурно-историческая атмосфера. Разница между опи- саниями водной и сухопутной дорог состояла, таким образом, не в объек- тах наблюдения, а в ракурсе взгляда и в точке зрения на эти объекты. В од- ном случае путешественник смотрел с воды на сушу, на берег, то есть сни- зу вверх; в другом же случае путешественник смотрел с суши на воду, то есть сверху вниз. Ясно, что для водного путешественника стоящие на бере- гах реки церкви кажутся выше и величественнее, и оцениваются они имен- но по причине своего внешне привлекательного вида. Сухопутный путеше- ственник смотрит, как мы сказали, на воду и на другой берег, и его виде- ние обусловлено далекой перспективой и панорамностью картины. То есть в данном случае точка зрения — это буквально физическая точка зрения на описываемый объект. Но потом начинаются иные перемены. В эпоху гужевого транспорта путешественник выбирал водный путь лишь в том случае, когда ехал не из Москвы в Петербург или когда иного пути просто не было. Следует заме- тить, что проезд по воде требовал и достаточного количества свободного времени. А в эпоху железнодорожного транспорта и пароходного сообще- ния, с середины XIX в., водные пути стали использоваться по преимуще- ству для рекреационных целей. Точка зрения определялась теперь не столько физическим положением наблюдателя, сколько его целевой уста- новкой. В путешествии по Волге акцентируется внешняя привлекатель- ность, неожиданность впечатлений и легкая доступность таких мест, кото- рые ранее казались недосягаемыми. Именно для этого и создаются рассчи- танные на широкого читателя и обширно иллюстрированные путеводители А. П. и Н. П. Боголюбовых (1862), В. М. Сидорова (1894), Г. П. Демьянова (1898), А. Бесчинского (1903), Г. Г. Москвича (1905), В. А. Гиляровского (1908) и научное исследование В. И. Рагозина (1880) . 119 119 Волга от Твери до Астрахани / А. П. Боголюбов, Н. П. Боголюбов; Общество «Самолет». СПб.: Тип. Гогенфельда и К о , 1862; Сидоров В. М . По России. Волга. Путе- вые заметки и впечатления от Валдая до Каспия. СПб.: Тип. А. Катанского, 1894; Де- мьянов Г. П. Иллюстрированный путеводитель по Волге: от Твери до Астрахани. Н. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1