Русская культура в зеркале путешествий
сыщался историческими экскурсами, местными легендами, описаниями сцен народного быта, а нередко сопровождался и графическими иллюстра- циями. В результате городской путеводитель постепенно превращался в познавательную книгу, среди прочего включавшую и сведения по истории национальной культуры и искусства. В Тверской губернии таковыми были «Исторические известия Тверского княжества» (1775) и «Исторические из- вестия о городах Тверской губернии» (1778) первого тверского историка Д. И. Карманова . 142 Глушков в «Ручном дорожнике» одним из первых в российской кни- гоиздательской практике решился совместить воедино оба жанра — до- рожник и городской путеводитель. Жанр дорожника определил компози- цию книги. Перечень городов и станций по маршруту движения стал оглавлением текста, а сами главки превратились в развернутые монографи- ческие повествования, причем каждое из них стало самостоятельным путе- водителем по тому или иному городу, расположенному на почтовом тракте между Санкт-Петербургом и Москвой. В таком построении книги отчетли- во проявилась новизна ее замысла. В путеводителе Глушкова предметом описания стали не только (и не столько) Петербург и Москва, как это было в справочниках В. Г. Рубана, Л. М. Максимовича и других авторов, но так- же (и в первую очередь) губернские и уездные города и ямские села, рас- положенные на тракте между столицами. Прецедентным текстом в этом плане и, очевидно, главным ориенти- ром для Глушкова при выборе композиции повествования стала уже упо- минавшая нами книга «Путешествие Екатерины II в полуденный край Рос- сии» (Е., с. 134—138). Такой вывод неизбежно следует при сопоставлении целевых установок обеих книг. Как известно, путеводитель Глушкова был издан в связи с коронацией Александра I. Он был посвящен супруге Алек- сандра I Елизавете Алексеевне, которая должна была совершить поездку из Санкт-Петербурга в Москву на эту церемонию, и потому вполне спра- ведливо трактуется как книга, предназначенная для знакомства новой ца- рицы со страной . 143 На самом деле, вояж Екатерины II имел представитель- ский характер, и потому назначение «Путешествия в полуденный край России» сводилось к обозрению державы и представлению царице матери- альных и человеческих ресурсов империи . 144 «Ручной дорожник» создан в иное время, после литературных путешествий А. Н. Радищева и Н. М. Ка- рамзина. Да и Елизавета Алексеевна была мало похожа на Великую Екате- рину. Книга Глушкова неизбежно учитывает сентиментальный опыт эпохи 142 См.: Карманов Д. И . Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / подгот. к изд. ... Владимир Колосов. Тверь: тип. Губ. правления, 1893. 143 Милов Л. В. «Дорожник» Ивана Глушкова: К вопросу о прижизненном откли- ке на «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. 144 Милюгина Е. Г . Образ Тверского края в «Путешествии Екатерины II в полу- денный край России в 1787 году». С.158—163. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1