Русская культура в зеркале путешествий
пройдет благополучно первая барка, то все стоящие на своих местах лоц- маны с рабочими людьми молятся и призывают „ Бога в помощь, а Николу в путь “ — потом на барке, назначенной к отвалу, ударяют сильно в поте- си, весьма искусно спускаются в шлюзные ворота и на быстром бегу вос- певают радостные песни» (Г., с. 149—150). Благодаря этой зарисовке Вышний Волочек остается в памяти читателя как город «водных рабочих». Если очерк Вышнего Волочка выполнен в достаточно сдержанных тонах, то описание Торжка сделано подчеркнуто эмоциональным, и здесь Глушков уверенно и смело руководит взглядом читателя: «Ежели стать у дворца в Затверецкой части, на высокой горе построенного, то каждая ули- ца и дом видны будут в особенности. Множество церквей, гостиный двор, площади, большие и малые преспекты, набережная, на уступах стоящие слободки, сады и движущийся народ в приятнейшем разнообразии вдруг представятся: вот обширная торговая площадь, окруженная каменными, преизрядной архитектуры домами, великолепный из них есть городовой магистрат, — смотрите, как величественно тут на горе стоит церковь, — от нее продолжается каменный гостиный двор, имеющий 111 лавок — это де- ревянные лавки, или другой гостиный двор, а это посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан — посмотрите, как хороша набережная и какой крутой вал от нее начинается! Наконец взгляните на монастырь, его огромную церковь, высокие колокольни, стены, башни, сады и после всего согласитесь, что Торжок принадлежит к изрядным го- родам» (Г., с. 153—154). Самые деятельные сословия Торжка, по наблюдениям Глушкова, — купцы и ремесленники: « Купечество новоторжское, будучи весьма богато, производит великие торги к Санкт-Петербургскому порту хлебом, нефтью, салом и другими товарами; также имеет в городе множество кожевенных, солодовенных и уксусных заводов; да и вообще все жители весьма дея- тельны: мужчины и женщины занимаются шитьем кожевенных товаров, а некоторые из первых — хорошие каменщики, штукатуры или черепичные мастера» (Г., с. 156). При описании Твери автор на время уступает право повествования герою-рассказчику, что позволяет не только разнообразить текст, но и при- дать ему смысловой объем и полифоническое звучание (другие мотивиров- ки такой композиции будут приведены ниже). «Тверь — один из прекрас- нейших российских городов — расположен на месте весьма прелест- ном, — читаем мы введенное в текст письмо молодой тверичанки. — ...Там из-за синих сосен проглядывает Малицкий монастырь , здесь в тума- не блещет златоглавый Желтиков, недалеко на тихой Тьмаке безмолвству- ет убежище Христовых невест, близко, под густыми ветвями лип и кленов, окруженный шумящими каскадами, красуется Архиерейский дом, еще бли- же на крутом берегу Волги виден воксал ; вокруг же всего разбросаны де- ревеньки, мелькают загородные дома — и все это в один миг и на одной 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1