Русская культура в зеркале путешествий

видел, а то, что репрезентирует данную местность и представляет общий интерес. Кроме этого упоминает он и село Городня перед станцией Завидо- во как принадлежащее помещику Бему. Глушков с равным интересом описывает столицы, губернские и уездные города, села и ямы. Это показывает его как сторонника культурно- антропологического метода И. Г. Гердера, изложенного в «Идеях к фило- софии истории человечества». Изучал ли он Гердера и читал ли его вооб- ще, неизвестно, но идеи, подхваченные просветителями XVIII в. и при- способленные к изучению российской действительности, витали в то вре- мя в воздухе, и молодой образованный человек начала XIX в. не мог их не знать. Эти идеи воодушевляли многих русских и иностранных исследова- телей, отправлявшихся по заданию Академии наук в ученые путешествия по России: С. П. Крашенинникова, П. С. Палласа, В. Ф. Зуева, Н. Я. Озе- рецковского, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина, И. Г. Георги и других. По их отчетам нетрудно восстановить вопросники, которыми они, исходя из ре- комендаций В. Н. Татищева , 148 руководствовались в своих изысканиях. Вы- являя, описывая, показывая обнаруженный во глубине России «народ», пу- тешественник называл его, затем локализовал в сложившейся физической и ментальной картине мира, определял его место в иерархии «народов», устанавливал границы — где один народ кончается, а другой начинается. Лишь русская нация, по мнению ученых Академии, не поддавалась типо- логизации, потому что в территориальном отношении русские жили слиш- ком рассеянно, а в этническом отношении они были слишком пестрым на- родом, чтобы их можно было воспринимать как единый этнос . 149 Как известно, Императорская Академия Наук разработала принципы описания народов окраин империи: лопарей, самоедов, чухонцев, финнов, тунгусов, татар, калмыков, казахов и других. Смелость Глушкова как этно- графа проявилась в том, что он применил эти принципы для описания рус- ских как главного коренного населения Центральной России. В результате был создан едва ли не первый опыт этнографического описания русских, того народа, который до этого времени ускользал из поля зрения исследо- вателей, при этом был сделан акцент на типологии русских, на разнообра- зии их типов. Новизна этого метода выявляется в сравнении параллельных мест из «Путешествия Екатерины II» и «Ручного дорожника». Описания тверских городов, помещенные в первой книге, довольно кратки и строятся по типо- вому плану: местоположение, статистика, история, характеристика сосло- вий, промыслы. В результате применения этого метода города разных гу- берний предстают очень похожими один на другой. Вопросник Глушкова 148 Татищев В. Н. Общее географическое описание всея Сибири. 1736 // Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М.: Географиздат, 1950. С. 38. 149 Вишленкова Е. А . Тело для народа, или «увидеть русского дано не каждому» // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 65, 74. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1