Русская культура в зеркале путешествий

более детален и направлен на уяснение жизненной сути представляемого объекта: автор описывает внешний вид города с дороги, его градострои- тельное решение, внутренние социально-экономические и культурные коммуникации, общественные сооружения, связанные с ландшафтными особенностями и служащие городу как субъекту Российской империи, и, наконец, наиболее деятельные в этом городе сословия. Глушков в своем описании идет от дороги и располагает все описываемые объекты в связи с дорогой и коммуникациями и ландшафтом. Промыслы горожан существу- ют у него не сами по себе, а в зависимости от своей роли в развитии и об- служивании пути. Переходя от географических и политических описаний к этнографи- ческим характеристикам, Глушков детально и точно описывает костюмы жителей, прежде всего женский наряд, указывая на местные отличитель- ные особенности. Так, вышневолоцкие женщины «носят из разных шел- ковых материй одежду, сзади несколько бористую, спереди пуговицами за- стегнутую, обложенную кругом цветными лентами, а у богатых золотыми кружевами и позументами, называемую сарафан; рубашки тонкие, кисей- ные, большею частью длиннорукавные, весьма морщиновато на руку на- бранные; головной убор — девицы золотую, широкую, иногда низанную жемчугом ленту с цветными широкими назади лопастями, а замужние ту же ленту, но уже с пришитою к ней задницею, сверх которой накрывают голову наподобие большой простыни кисейным, весьма хорошо вышитым покрывалом» (Г., с. 150). Это первое описание женского наряда в Тверской губернии, и оно дано еще нейтрально, без оценок. Жители Торжка в своих нарядах еще более патриархальны и неиз- менны: «Мужчины гостеприимны, обходительны, говорят чисто, но так привязаны к старинным обычаям, что нет ни одного из них в немецком платье; женщины же еще более сохраняют седую древность во всей ее ори- гинальности и одеваются отлично от всех ближних селений. Главная их одежда есть весьма узкий, под шеей плотно стянутый, короткий до колена сарафан из золотой, шелковой или китайчатой материи, а больше из сукна сделанный. Рубашка всегда долгорукавная с набором. На голове низанный жемчугом или золотой кокошник (точная плоскодонная круглая чашка), имеющий сзади на ладонь шириною спуск подзатыльник. В таком наряде внучка с прабабушкой за 200 лет очень сходны, и ужасное преступление было бы сделать какую перемену!» (Г., с. 156). Глушков подчеркивает очень важную для его времени оппозицию бабушка/внучка и снимает ее, утверждая, что для традиционной культуры она нерелевантна. Тверские девичьи и женские наряды парадоксально сочетают мод- ные веяния со стремлением следовать традиции: «Каждая здешняя девица, имея тонкий стан, носит с длинным, в пол-аршина подолом, напереди за- стегнутое пуговицами, а назади бористое платье, называемое ферези: у ко- торого маленькая спинка соответствует нынешним с<анкт>-петербургским 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1