Русская культура в зеркале путешествий

русского читателя, как в свое время труды А. Палладио и И. Винкельмана познакомили его самого с древностями Европы. В этой же логике вторич- ная публикация «Ручного дорожника» в сопровождении гравюр С. Ф. Га- лактионова была призвана познакомить европейского читателя с культу- рой столичных и провинциальных городов России и привлечь к ней внима- ние зарубежных гостей. Всё это определяет и ракурс изображения действительности, и его тон. В отличие Радищева, который написал «уязвляющую душу» картину, Глушков в своей книге создал идеализированный портрет державы накану- не коронационного торжества. Конечно, ни император, ни императрица в тексте книги не упоминаются, но по отношению к самому торжеству коро- нации «Ручной дорожник» выглядит как пролог. Кроме того, в книге впе- чатляюще представлены народы, которые готовы радостно принять власть нового монарха и трудиться во благо монарха и России. Разумеется, дорога из Санкт-Петербурга в Москву не так длинна, как путь Екатерины II, кото- рая объезжала «полуденные края» своей империи, а писать портреты коле- нопреклоненных лопарей, самоедов, чухонцев, финнов, тунгусов, татар, калмыков и прочих окраинных народов на пути из Петербурга в Москву нарушало бы достоверность этнографической картины России. Однако от- сутствие окраинных народов успешно восполняется избыточно детализи- рованной костюмированностью и подчеркнутой диалектной многоголоси- цей «Ручного дорожника»: три города Тверской губернии — три разных говора. Эти приемы создают впечатление присутствия в тексте всех наро- дов России: все они — дети империи, все они — ее богатые внутренние ре- сурсы. Глушков искренне верит в счастливое будущее России и особенно в счастливое будущее самого сердца ее — Тверского края: «Чем более въез- жаешь во внутренность России, там многообразнее и привлекательнее по- кажутся окружности. Нигде не приметишь дикой, ни к чему не способной земли или болота, но везде увидишь обработанные поля, зеленеющие му- равою луга, очищенные рощи и хорошо выстроенные помещичьи дома» (Г., с. 151). Заложенные Глушковым в «Ручном дорожнике» традиции литера- турного путешествия определили дальнейшее активное развитие жанра русского травелога в XIX—XX вв. 3. Образ города и локальный текст Для понимания новаторского характера книги Глушкова, который выразился и новом построении локального текста, представляется продук- тивным сравнить книгу Глушкова с путешествием Екатерины II, бли- жайшим по времени и задачам его предшественником. Екатерина ехала из Москвы в Петербург, что не мешает нам сопоставить описания лежащих 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1