Русская культура в зеркале путешествий
на тракте городов Тверского края, представленные в этом путеводителе, с теми характеристиками, которые им дали Глушков и Ишимова. Вот описание Вышнего Волочка в путеводителе Екатерины: «Окруж- ный город Тверского наместничества лежит во 126 верстах от Твери при реке Цне. Место сие учреждено городом в 1772 году из прежде бывшего Вышневолоцкого яму. Наименование свое получил он оттого, что до сде- лания Тверецкого шлюза и канала привозимые по Тверце-реке мелкими су- дами и полубарками товары от пустыни Николы Столпа перевозились су- хим путем и, по нагрузке в Вышнем Волочке на пригоняемые по реке Цне суда, осташевками называемые, отправлялись уже далее водой, во отвра- щение чего сделан канал, по имени сего города Вышневолоцким именуе- мый, по которому все барки, с Волги по Тверце идущие в Цну-реку, про- пускаются беспрепятственно» (Е., с. 137—138). Составляя проспект предстоящего путеводителя Екатерины II, К. И. Габлиц счел необходимым представить читателю и сведения инфор- мационного, историко-статистического характера о дате учреждения горо- да, о его местонахождении, о составе населения и его основных промыс- лах. И вполне естественно, что художественный образ из этого статическо- го, информационно замкнутого, точечного по заданию описания не возни- кает. Иначе строит описание города Глушков: «Вышний Волочек — уезд- ной город Тверской губернии, лежащий при реке Цне и многих каналах, — виден еще издалека по соборной церкви. Проезжий сперва рассматривает здесь в близости дороги построенный из дикого камня с двумя беседками Цнинской шлюз, потом отдает справедливость двум площадям, украшен- ным каменными строениями. Первую окружают императорской дворец, ассигнационной банк и дома господские, а вторую — в два этажа и с арка- дами внизу обывательские; потом примечаются каменные же: соборная церковь, другая строящаяся щедротою блаженной и вечнодостойной памя- ти императора Павла I, гостиной двор, присутственные места, магистрат, городнической дом и деревянной чрез Тверецкой канал механической <Тверецкой> мост» (Г., с. 146—147). При всей информационной насыщенности, описание Глушкова не- льзя назвать статическим. Стремясь представить пространство в движении, каким оно и открывается путешественнику, писатель использует приемы приступа и смены планов. Сначала он рисует открывающийся внешнему наблюдателю с тракта общий вид города с его архитектурной доминан- той — монументальным пятиглавым Казанским летним собором (1759— 1771, разрушен в 1935), затем воссоздает панораму, развертывающуюся перед путешественником, вошедшим в городское пространство. Начало осмотра — Дворцовая (Садовая) площадь, с которой видна историческая часть города (впоследствии названная Островом), находящаяся между Цной и Цнинским каналом: ее окружают императорский путевой дворец 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1