Русская культура в зеркале путешествий

(1779), банковская контора (1773), казначейская палатка, дома городничего и казначея (1770-е). Следует напомнить, что Глушков не упоминает церковь Петра и Павла, поскольку она была возведена в камне только в 1813 г. (взорвана в 1930-е). Второй точкой обзора становится Торговая площадь с Казанским собором, откуда обозревается расположенная между Цнинским и Тверецким каналами, Садовой улицей и Московским шоссе Градская часть с главной ее достопримечательностью — первыми торго- выми рядами (1787, перестроены в 1836—1837). В создании образа города автор использует художественные принципы ведуты — жанра перспектив- ного городского пейзажа, столь популярного в XVIII в. Познакомив читателя с общими принципами градоустройства, Глуш- ков акцентирует в городской панораме достопримечательности Вышнего Волочка, наличие которых делает его незаурядным и неповторимым. Одна из них — деревянный мост через Тверецкий канал: «Сей мост, называемой Тверецкой, весьма удивительно составлен из спирающихся один в другой брусьев и без всяких подпор висит над широким каналом так высоко, что нагруженные пенькою барки свободно под него подходят, для прочности же обшит он досками и покрыт кровлею, под которою находящаяся гале- рея служит тамошним лоцманам изрядною биржевою залою, где купцы за- ключают с ними условия о сгонке своих караванов» (Г., с. 147—148). Мост в устье Тверецкого канала — первый в России мост, построенный с при- менением деревянных ферм (сгорел в 1801 г., вновь построен в 1808 г., перестроен в 1845—1846 гг.; инженеры П. И. Лосев, К. Кейзер, руководи- тель работ А. А. Шатилов). Эта деталь впервые появляется в вышневолоц- ком тексте у художника Ж. Б. де ла Траверса (Вышний Волочек. 1786. Ак- варель. ГМИИ) , 153 однако современник Траверса Габлиц опускает эту де- таль: очевидно, потому, что видел назначение путеводителя в том, чтобы передавать статистические сведения, а не описывать художественные кра- соты. Глушков же обращает внимание читателя на это сооружение, в кото- ром органично сошлись красота и польза; во втором издании книги Глуш- кова изображение этого моста появляется и на гравюре С. Ф. Галактионо- ва . 154 Глушков подробно описывает и шлюз и бейшлот, лишь упомянутые в путешествии Екатерины, причем они представлены не только как часть Вышневолоцкой водной системы, но и как существенный фактор го- родской жизни. Еще большее внимание уделяет им Ишимова, у которой описание Вышневолоцкой водной системы составляет главную, чуть ли не единственную характеристику Вышнего Волочка, вытесняя прочую ин- формацию о городе: «…от Валдая до Вышнего Волочка видно много воды то на одной, то на другой стороне дороги, а иногда и на обеих в одно вре- мя. Заметно, что приближаешься к месту главных водяных сообщений на- 153 Тверь 1. С. 138. Ср.: Иванов М. М. Вышний Волочек. 1786. Акварель. ГРМ 154 Тверь 1. С. 243. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1