Русская культура в зеркале путешествий
ших»; Вышний Волочек «служит местом соединения двух отдаленнейших морей наших — Балтийского и Каспийского, соединения, которого первое начало сделано было еще бессмертным Петром нашим. Предназначив Пе- тербургу быть одним из главнейших портов в свете, он видел, что для успеха внутренней торговли необходимо соединить его с теми внутренни- ми губерниями, из которых можно в изобилии получить всё, что нужно для продовольствия многолюдной столицы. И это соединение сделалось Вышневолоцким каналом — первым из каналов русских» (И., с. 263—264). Таким образом, многие достопримечательности провинциального го- рода, расцветшего в конце XVIII в. благодаря финансовой поддержке Ека- терины II, не нашли отражения в путеводителе Габлица потому, что нахо- дились еще в стадии создания. В тексте Глушкова они в силу своей но- визны стали главным предметом описания. Но для поколения Ишимовой они утратили свою ценность вместе с новизной. Опуская их как несуще- ственные, преходящие, Ишимова стремится запечатлеть вневременные ценности локального текста. В данном случае это водная система, давшая жизнь городу и обеспечившая его былое процветание, а в настоящее время являющаяся его главной достопримечательностью. Еще более убедительно сопоставление описаний Торжка. У Габлица оно построено по той же индексирующей действительность схеме, что и описание Вышнего Волочка, поэтому приводить его здесь нет необходимо- сти. Глушков, в отличие от Габлица, стремится передать общую концеп- цию города. Нарисованная им картина Торжка на первый взгляд сродни гравюрам XVII—XVIII вв., которые представляли городское пространство концентрированно и из-за стремления к художественной цельности нару- шали топографию. Таковы виды Твери и Торжка в путешествиях С. Гер- берштейна (1517), А. Олеария (1630-е), А. Мейерберга (1661), Н. Витсена (1665) . 155 Однако, рисуя читателю целостный образ города, Глушков разво- рачивает его в живую панораму архитектурных памятников. Описывая одну из главных святынь Торжка — Борисоглебский собор, Глушков ха- рактеризует его архитектурный облик, интерьер и храмовые росписи: «… огромный храм, одному только или двум по превосходной архитектуре в России уступающий, построенной на иждивение Великия Екатерины и гра- ждан собственными новоторжскими художниками, по плану архитектора Буци. Он, четвероугольною фигурою возвышаясь, при четырех входах стра- нам света противуположенных, имеет дорические колонны, весьма прилич- но поддерживающие украшенный карниз и фронтоны — обширной круглой свод с греческими окнами облегается на главных стенах и превышает еще четыре меньших купола; открытые всходы с трех сторон вводят во святили- ще сие — отворяют врата, и небесной свет преизобильно повсюду блиста- ет — не златая пышность тяготит там стены и столбы; но одна священная простота важное украшение составляет» (Г., с. 154). 155 Тверь 1. С. 22, 28, 35; Литература Тверского края. С. 174, 178. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1