Русская культура в зеркале путешествий

На самом деле новоторжский архитектор Ф. И. Буци только руково- дил строительством Борисоглебского собора . 156 Автором же проекта, как известно, был Н. А. Львов, что подтверждается двумя документами. Во- первых, гравюрой самого Львова «Борисоглебский собор в Торжке» (1785. НИМРАХ. № 630–631. Бумага, тушь, акварел ь 157 ) , а во-вторых, его пись- мом к А. Р. Воронцову от 26.06.1785: «…изволила государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут при закладке удостоила меня своим разговором несколько слов» . 158 Следует также учесть, что 37 икон для иконостаса Борисоглебского собора были написаны в 1795 г. не новоторжскими художниками, как утверждает Глушков, а В. Л. Боровиковским . 159 Из этих картин сохрани- лись две: «Притча о девах мудрых и неразумных» и «Богоматерь „Всех скорбящих радость“» (1790—1792, ТОКГ) . 160 Львов, новотор по рождению, был к тому времени широко известен как архитектор: в Петербурге он по- строил Невские ворота (1780—1787), Почтовый стан (1782—1789), Троиц- кую церковь в с. Александровском (1785—1787), дом Г. Р. Державина на Фонтанке (1790-е). Достаточно известным был к тому времени и Борови- ковский — академик живописи (1795), портретист петербургской знати. Трудно поверить, чтобы Глушков, составляя свой путеводитель, не располагал этими сведениями и не пытался установить имена создателей этих произведений. Это обстоятельство наводит на мысль о своеобразной тенденциозности писателя: он представляет архитектурное и живописное убранство собора как творение новоторов, причем не столько как местную диковинку, сколько как феномен, который не имеет аналогов в столицах и ради которого стоит потратить время и силы на путешествие в Торжок. Особую ценность Борисоглебскому собору придает то обстоятель- ство, что с ним связаны деяния святых подвижников церкви и деятельное участие монархов: «В правой и левой стороне алтаря на богатых пьедеста- лах хранятся орудия, десницею бессмертныя Екатерины при заложении храма сего употребленные, — кирка и лопатка серебряные — а в светлой нише, на возвышенном из белейшего мрамора помосте почивает в серебря- ном, драгоценными камнями украшенном гробе святый Ефрем. Неугасае- мый пред ним огонь есть доказательство непрерывного излияния 156 Илиодор, иеромонах . Историческо-статистическое описание новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 32. 157 Гений вкуса 1, 49–50, 55–62; Гений вкуса 5, 27, 68, 81; Обгоняющий время. С. 305, 330. 158 Львов . С. 326; Тверь 1. С. 111. 159 Илиодор, иеромонах . Историческо-статистическое описание новоторжского Борисоглебского монастыря. С. 32—33. 160 «...Красоту ее Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757— 1825. К 250-летию со дня рождения художника. М.: М-Сканрус, 2008. Ил. 148; Влади- мир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. СПб.: Palace Editions, 2009. Кат. № 2. С. 97. Ил. 4; Кат. № 3. С. 97. Ил. 3. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1